Шейн И. Г.

(Schein) Иоганн Герман (20 I 1586, Грюнхайн, близ Аннаберга, Саксония — 19 XI 1630, Лейпциг) — нем. композитор. С 1599 пел в Дрезденской придв. капелле, с 1603 воспитанник княжеской школы Пфорта, близ Наумбурга, с 1608 изучал право в Лейпцигском ун-те. С 1615 придв. капельмейстер в Веймаре, с 1616 кантор Томаскирхе и Томасшуле в Лейпциге. Наряду с Г. Шюцем и С. Шейдтом Ш. был крупнейшим композитором Германии 17 в. Высоким мастерством отличаются его мотеты, духовные концерты и мадригалы, в к-рых Ш. самобытно синтезирует достижения нем. последователей О. Лассо (И. Эккард, Л. Лехнер) и венецианских полифонистов (X. Л. Хаслер и М. Преториус), а также новейшие завоевания итал. музыки 1-й четв. 17 в. Большую историч. роль сыграли светские хор. и 1-3-гол. песни с генерал-басом, 4-6-гол. обработки протестантских хоралов (т. н. "Лейпцигский канционал"). Не менее значительны его орк. сюиты, отличающиеся стройностью композиции, тонким тембровым колоритом и богатством гармонич. языка.

Издания: Venus Krдntzlein... (Виттенберг, 1609, 17 пятигол. нем. песен и др.); Cymbalum Sionium (Лейпциг, 1615, 8-12-гол. мотеты на лат. и нем. тексты и др.); Banchetto musicale (Лейпциг, 1617, 20 инстр. танц. сюит и др.); Opella nova (т. 1-2, Лейпциг, 1618-26, 58 духовных концертов с basso continuo); Te Deum Laudamus на 24 голоса (Лейпциг, 1618); Balletto pastorale (Лейпциг, 1620, 3-гол.); Musica divina (Лейпциг, 1620, 8-24-гол.); Musica boscareccia, Wald-Liederlein, auf Italian-Villanellische Invention (3 части, Лейпциг, 1621, 1626, 1628, всего 50 трёхгол. нем. песен); Fontana d'Israеl, Israelis-brьnnlein... auf eine sonderbare anmutige Italian-Madrigalische Manier (Лейпциг, 1623; 5-6-гол. мотеты с генерал-басом); Мадригалы на 5 голосов (Лейпциг, 1623), Diletti pastorali (Лейпциг, 1624, 15 пятигол. нем. песен с basso continue); Вилланеллы (Лейпциг, 1625; 3-гол.); Studenten-SchmauЯ (Лейпциг, 1626, 5 пятигол. нем. песен); Cantional oder Gesangbuch Augspurgischer Confession (Лейпциг, 1627/1645, 312 4-6-гол. общинных песнопений), многочисл. песни для свадеб и похорон. Собр. соч. Ш. издано в Лейпциге в 1901-23 в 7 томах (под ред. А. Прюфера). Новое собр. соч. издаётся с 1963 в Касселе (ред. А. Адрио; до 1975 вышли — 1-й, 2-й, 4-й, 6-й, 8-й, 9-й тома).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки, до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 286; Prьfer A., J. H. Schein, Lpz., 1895 (с указателем соч.); его же, J. Н. Schein und das weltliche deutsche Lied..., Lpz., 1908, Wiesbaden, 1973; Blume Fr., Die evangelische Kirchenmusik, Potsdam, (1931), под назв. Geschichte der evangelischen Kirchenmusik, Kassel, 1965; Moser H. J., J.H.Schein, в кн.: Musikgeschichte in hundert Lebensbildern, Stuttg., 1958; Reckziegel W., Das Cantional von J. H. Schein. Seine geschichtlichen Grundlagen, "Berliner Studien zur Musikwissenschaft", 1963, Bd 5; Сaspari R., Liedtradition im Stilvvandel um 1600, Mьneh., 1971.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me