Шейдт С.

(Scheidt) Самуэль (крещён 3 XI 1587, Галле — 24 III 1654, там же) — нем. композитор и органист, один из основателей северогерманской орг. школы. В 1608-09 обучался у Я. П. Свелинка в Амстердаме. В 1603-08 органист Морицкирхе, с 1609 придв. органист, с 1619 — капельмейстер, с 1628 — музик-директор гор. церквей в Галле. В 1630 ушёл со службы и с этого времени занимался в основном сочинением музыки. Наибольшую известность получили произв. Ш. для органа. Его осн. труд "Новая табулатура" ("Tabulatura nova", 3 т., 1624, 1650, 1653) содержит вариационные обработки хоралов, частей месс, светских песен и танцев, а также токкаты, фантазии, каноны, фуги, в к-рых мастерски используется мануальная и педальная техника, предвосхитившая позднейшие достижения орг. иск-ва. В "Новой табулатуре" Ш. впервые в Германии применил совр. линейную нотацию для записи орг. музыки. Изданная в Гёрлице в 1650 "Табулатурная книга" Ш. (состоит из 100 4-гол. орг. обработок духовных песен и псалмов, предназначенных для сопровождения общинного пения) явилась важным этапом на пути к баховским гармонизациям протестантского хорала. Вкладом в развитие нем. инстр. музыки были также его "70 симфоний в концертном стиле" (1644) и "Музыкальные игры" ("Ludi musici", 2 части, 1621, 1622) — сб-ки танцев, содержащие падуаны, гальярды, аллеманды, куранты и др. Ш. был выдающимся мастером вок.-хор. музыки. Ему принадлежат "Священные песнопения" ("Cantiones sacrae") для 2 хоров (1620), вок.-инстр. "Духовные концерты" (1621-22), 4 сб-ка духовных концертов для 2-4 голосов и basso continue (1631, 1634, 1635, 1640) и др. В целом для творчества Ш. характерна пластичность мелодич. языка, в к-ром самобытные интонационные обороты органично сочетаются с народно-песенными. Среди учеников — комп. А. Кригер. В Лейпциге под ред. К. Маренхольца переизданы "Табулатурная книга" (1940) и "Новая табулатура" (1953) Ш.

Брат Ш.- органист и композитор Готфрид Ш. (20 IX 1593, Галле — похоронен 3 VI 1661, Альтенбург) также был учеником Я. П. Свелинка. Известен своими хоральными обработками; нек-рые из них помещены в "Табулатурной книге" Ш.

Собрания сочинений: Gesamtausgabe der Werke S. Scheidts, hrsg. von G. Harms und von Ch. Mahrenholz, Bd 1-13, Hamb., 1923-1965, Bd 14-16, Lpz., 1971 (изд. продолжается).

Литература: Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960, с. 208-09; Mahrenholz Сh., Samuel Scheldt, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1924, Farnborough Hunts, 1968; его же, Samuel Scheldt und die Orgel, "Musik und Kirche", 1955, Jahrg. 25, No 1; Hьnicken R., Samuel Scheidt, ein althallischer Musicus, sein Leben und Wirken, Halle, 1934; Seraukу W., Samuel Scheidt in seinen Briefen, Halle, 1937; G e finer E., Samuel Scheidts geistliche Konzerte, В., 1961; Grьss H., Ьber Notation und Tempo einiger Werke S. Scheidts und M. Praetorius, в кн.: Deutsche Jahrbuch fьr Musikwissenschaft, Вd 11, 1967; Вreig W., Zu der handschriftlich ьberlieferten Liedvariationen von Samuel Scheidt, "Mf", 1969, Jahrg. 22, H. 3.

B. M. Штейнгард.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me