Шарпантье Г.

(Charpentier) Гюстав (25 VI 1860, Дьёз, Лотарингия — 18 II 1956, Париж) — франц. композитор и муз. деятель. Чл. Ин-та Франции (1912). В 1887 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л. Массара, Э. Пессара и Ж. Массне). Рим. пр. за кантату "Дидона" (1887).

Шарпантье Г.

Признание и славу принесла композитору опера "Луиза" (либр. Ш., на сюжет из жизни парижских рабочих, 1900). Претворяя традиции лирической оперы и веризма, Ш. создал своеобразное муз.-драм. произведение, назвав его "муз. романом", чем подчеркнул своё стремление приблизить оперное иск-во к повседневной правде жизни. Реалистич. тенденции проявились здесь в психологич. раскрытии семейной драмы героев, в социальной характерности персонажей. В музыке правдиво и поэтично воплощены интонации гор. бытовой речи: выкрики разносчиков, разноголосица парижских улиц, радостный гомон нар. празднеств. В вок. и орк. партиях Ш. широко пользуется мотивами- характеристиками и мотивами-символами. Написанная в 1913 лирич. и феерич. драма "Жюльен" (либр. Ш.; в опере частично использована музыка драм. симфонии "Жизнь поэта") в известной мере автобиографична. Человек демократич. взглядов, Ш. вёл интенсивную муз.-просвет. работу, организовывал массовые нар. муз. празднества, писал для них музыку, пытался создать нар. т-р, основал Нар. консерваторию (1900), названную Ин-том Мими Пенсон (по имени героини из новеллы А. Мюссе).

Сочинения: оперы — Луиза (1900, т-р "Опера комик", Париж), Жюльен, или Жизнь поэта (Julien ou la vie du poиte, 1913, Монте-Карло и т-р "Опера комик", Париж); нар. эпопея в трёх вечерах — Любовь в предместье, Комедиантка, Трагическая актриса (Amour aux faubourg, Comйdienne, Tragйdienne; не завершена); муз. апофеоз в 6 частях для нар. празднеств Коронование музы (Le couronnement de la muse, 1898, Лилль); для солистов, хора и орк. — кантаты Дидона (1887) и К столетию Виктора Гюго (1902), драм. симфония Жизнь поэта (La vie du poиte, 1892), Обманчивые впечатления (Impressions fausses, сл. П. Верлена, 1895); для орк. — Три прелюда (1885), сюита Итальянские впечатления (Impressions dItalie, 1890); Серенада Ватто для голоса с орк. (Sйrйnade а Watteau, сл. А. Телье, 1896); для голоса с фп. — Цветы зла (сл. Ш. Бодлера, нек-рые с хором, 1895; также для голоса с орк.), Поэмы для пения (Poиmes chantйs, сл. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона, Ж. Ванора, 1887-97) и др.

Литература: Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, Л., 1976, с. 257-60; Bruneau A., Le muse de Paris et son poиte, в его сб.: Musiques dhier et de demain, P., 1900 (рус. пер. — Брюно A., Муза Парижа и ее поэт, в сб.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX в., сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен, Л., 1972); Dukas P., "Louise", "Revue hebdomadaire", 1900, mars (рус. пер. — Дюка П., "Луиза", там же); Tiersot J., Un demi-siиcle de musique franзaise, P., 1918, 1924 (рус. пер. — Tьерсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938); Himonet A., "Louise" de G. Charpentier, Chвteauroux, 1922; Delmas M., G. Charpentier et le lyrisme franзais, Coulomniиres, 1931; Baser F., Gustave Charpentier, "Musica", 1956, Jahrg. 10, No 4.

E. P. Бронфин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me