Чимароза Д.

(Cimarosa) Доменико (17 XII 1749, Аверса, близ Неаполя — 11 I 1801, Венеция) — итал. композитор. Сын каменщика и прачки. После смерти отца Ч. был отдан в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Проявив исключит. муз. способности, поступил в 1761 в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето", к-рую окончил в 1772. Овладел иск-вом пения, игры на клавесине, скрипке, органе и композиторской техникой. Среди его педагогов — Дж. Манна, И. Галло, Г. Саккини, Ф. Фенароли и, возможно, Н. Пиччинни. В 1772 в Неаполе была пост. первая опера-буффа Ч. — "Причуды графа". Вскоре он завоевал широкую известность, стал получать заказы и писать оперы для мн. городов Италии. Его оперы, среди к-рых выделяются "Итальянка в Лондоне" (1778), "Джаннина и Бернардоне" (1781), "Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие" (1784), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и др.

В 1787 Ч. был приглашён в Петербург, где проработал до 1791 придв. капельмейстером и "сочинителем музыки". Он руководил придв. итал. оперным т-ром, ставил оперы (свои и др. итал. композиторов, в т. ч. Дж. Паизиелло), сочинял небольшие пьесы для камерного исполнения при дворе. В Петербурге были написаны и поставлены оперы "Дева солнца" (1788), "Клеопатра" (1789). В 1791-92 в качестве придв. капельмейстера австр. императора Ч. работал в Вене. Здесь в 1792 он создал лучшее из своих творений — оперу-буффа "Тайный брак" (либр. Дж. Бертати по пьесе "Тайное супружество" Д. Кольмана-старшего и Дж. Гаррика). В 1793 Ч. возвратился в Италию, занял пост придв. капельмейстера в Неаполе (с 1796 жил в Венеции, затем — в Риме). В 1799 Ч. с восторгом встретил провозглашение республики в Неаполе. На это событие откликнулся сочинением музыки "Патриотического гимна" (сл. Л. Росси). После поражения республики (просуществовала неск. месяцев) Ч. был арестован. В 1800, выйдя из тюрьмы, он уехал в Венецию. Несмотря на подорванное здоровье, вновь начал работать — написал оперу "Артемизия" (пост. через неск. дней после его внезапной смерти).

Выдающийся мастер оперы-буффа, Ч. наряду с Паизиелло и Пиччинни завершил эволюцию этого жанра в 18 в. В его лучших операх-буффа, прежде всего в "Тайном браке", проявились драматургич. чутьё, мелодич. щедрость композитора. Для этих опер характерны яркое муз.-сценич. воплощение комедийной интриги, органическое единство задушевной лирики и искромётного юмора. Мелодика Ч. напевна, гибка, композитор широко использует нар.-песенные интонации. Оперы Ч. включают большие динамичные ансамбли. Развитая орк. партия содержит элементы симфонизма. Наивысшие достижения Ч. связаны с оперой-буффа, но он писал и оперы-сериа, среди к-рых успех имели "Олимпиада" (1784), "Дева солнца", "Клеопатра"; "Горации и Куриации" (1796). Ему принадлежат также оратории, кантаты, орк. и камерно-инстр. произведения.

Сочинения: оперы (ок. 80) — Причуды графа (Le stravaganze del conte, 1772, т-р "Фьорентини", Неаполь), Мнимая парижанка (La finta parisina, 1773, т-р "Нуово", Неаполь), Причуды любви (Le stravaganze damore, 1778, т-р "Фьорентини", Неаполь), Итальянка в Лондоне (Litaliana in Londra, 1778, т-р "Валле", Рим), Джаннина и Бернардоне (1781, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), Влюблённая балерина (La ballerina amante, 1782, т-р "Фьорентини", Неаполь), Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие (Il mercato di Malmantile ou La vanita delusa, 1784, т-р "Пергола", Флоренция), Олимпиада (1784, т-р "Эретенио", Венеция), Импрессарио в затруднении (Limpressario in angustie, 1786, Неаполь), Дева солнца (La vergine del sole, 1788, Эрмитажный т-р, Петербург), Клеопатра (1789, там же), Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792, Придв. т-р, Вена), Женские хитрости (Le astuzie feminili, 1794, т-р "Фьорентини", Неаполь), Горации и Куриации (1796, т-р "Фениче", Венеция), Артемизия (1801, там же) и др.; кантаты, в т. ч. Нежданное счастье (La fedelta inaspettata, 1788); оратории, реквием (1787), мессы; произв. для орк., сонаты для клавесина (изд. — 32 sonate per cembalo, P., 1926) и др.

Литература: Доменико Чимароза и "Тайный брак", "Библиотека для чтения", 1850, т. 104, No 12, Смесь, с. 192-96; Доминико Чимароза. (Биографический очерк), "Литературное прибавление к "Нувеллисту"", 1860, февраль; Чимароза и Паизиелло, там же, 1863, апрель; Доменико Чимароза, там же, 1869, ноябрь; Шен Д., Доменико Чимароза и его опера "Тайный брак", (Л.), 1939; Бронфин Е., Доменико Чимароза, "МЖ", 1977, No 2; Tari A., D. Cimarosa, Napoli, 1875; Cambiasi P., Notizie sulla vita e sulle opere di D. Cimarosa, Mil., 1901; Hirschfeld R., Weltner A. J., Katalog der Ausstellung anlдsslich der Centenarfeier D. Cimarosas, W., 1901; Bonaventura A., Cimarosa, Torino, 1915; Vitale R., D. Cimarosa. La vita e le opere, Aversa, 1929; Della Corte A., D. Cimarosa in celebrazioni campane, Urbino, 1936; Tibaldi Chiesa M., Cimarosa e il suo tempo, Mil., 1939; Sсhlitzer Fr., Annali delle opere di D. Cimarosa, Napoli, 1950; Mооser A. R., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siиcle, v. 2, Gen., 1951.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me