Чести М. А.

(Cesti) Марк Антонио (наст. имя — Пьетро) (крещён 5 VIII 1623, Ареццо — 14 X 1669, Флоренция) — итал. композитор, певец и капельмейстер. С детства пел в церквах (с 1633 в соборе, в 1635-37 в церкви Пьеве ди Санта-Мария в Ареццо). В 1637 вступил в орден францисканцев (под именем брата Антонио). С 1645 был церк. капельмейстером в Вольтерре. Первые его оперы поставлены в Венеции — "Оронтеа" (1649) и "Влюблённый Цезарь" (1651). С кон. 1652 находился на службе у эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке. В эти годы оперы Ч., из к-рых наибольший успех имела "Дори" (1661), исполнялись в Инсбруке, Флоренции, Венеции. Оперы и др. соч., созданные для двора Козимо Медичи, принесли Ч. широкую известность в Италии и за её пределами, в частности в Вене: с 1666 Ч. — "почётный капельмейстер" императора Леопольда I. Для празднования свадьбы Леопольда с Маргаритой Испанской Ч. написал оперу "Золотое яблоко", постановка к-рой была осуществлена в 1667 в новом театр. здании в Вене, в роскошных барочных декорациях Л. Бурначини. Последующие оперы Ч. ставились в Вене и Венеции. К концу жизни композитор вернулся в Италию.

Ч. — один из крупнейших оперных композиторов 17 в. Представитель венецианской школы, он способствовал распространению её достижений как в Италии, так и в др. странах. Ч. обычно причисляют к создателям особого вида оперного спектакля — пышного придв. зрелища, но таковой была лишь его опера "Золотое яблоко", да и то гл. обр. благодаря панегирич. истолкованию мифологич. сюжета и помпезной постановке (об этом свидетельствуют сохранившиеся гравюры Бурначини, воспроизводящие его декорации к спектаклю). Музыка же Ч. в "Золотом яблоке" и в "Дори" прежде всего лирична, изобразительна. Мелодичная, она не лишена черт танцевальности. У Ч. уже складываются законченные оперные формы, но они ещё не достигают большой широты и того виртуозного блеска, к-рый характерен для произв. композиторов неаполитанской оперной школы. Будучи представителем венецианской школы после К. Монтеверди, Ч. в то же время развивал нек-рые традиции римской школы, ряд образцов к-рой, несомненно, был ему известен.

Сочинения: оперы — Оронтеа (1649, т-р "Санти-Апостоли", Венеция), Александр, победивший сам себя (Alessandro vincitor di se stesso, 1651, Венеция, с добавлениями M. Бигонджари — 1654, Лукка), Влюблённый Цезарь (Il Cesare amante, 1651, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция), Арджиа (1655, Инсбрук), Дори, или Верная раба (La Dori overo La schiava fedele, 1661, т-р "Деи Сордженти", Флоренция), Великодушие Александра (La magnanimita dAlessandro, 1662, Инсбрук), Тит (1666, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция), Празднества Нептуна и Флоры (Nettuno e Flora festeggianti, 1666, Вена), Золотое яблоко (Il pomo doro, 1667, там же), Семирамида, или Счастливая раба (Semiramide ossia La schiava fortunato, 1667, там же), Немилость амура (Le disgrazie damore, 1667, там же), Джиакоста (1677, там же); 7 мотетов для 1-4 голосов, 55 кантат и др.

Литература: Kretzschmar H., Die Venetianische Oper und die Werke Cavallis und Cestis, "VfMw", 1892, Jahrg. 8, No 1; Coradini F., P. A. Cesti, "RMI", 1923,v. 30; Rirrоtta N., The capitoli zu Cesti, "La scuola romana", 1953, No 2; Sсhlitzer F., Fortuna dell "Orontea", там же; его жe, Intorno alla "Dori" di M. A. Cesti, Firenze, 1957; Senn W., Musik und Theater am Hof zu Innsbruck, Innsbruck, 1954; Burrоws D. L., The cantatas of A. Cesti, Waltham (Massachusetts), 1961 (Diss.); Antonicek Th., Zum 300. Todestag Antonio Cestis, "ЦMz", 1969, Jahrg. 24, No 10; Crowther J. V., The operas of Cesti, "Music review", 1970, v. 31, p. 93-113; Schmidt С. В., Antonio Cestis "Il pomo doro". A reexamination of a famous Hapsburg court spectacle, "JAMS", 1976, v. 25, No 3.

T. H. Соловьёва.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me