Черепнин Н. Н.

Николай Николаевич (3 (15) V 1873, Петербург — 26 VI 1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа) — рус. композитор, дирижёр и педагог. Окончил в 1895 Петерб. ун-т (юридич. ф-т), в 1898 — Петерб. консерваторию по классам композиции (у Н. А. Римского-Корсакова) и фп. (у К. Фан-Арка). С 1899 заведовал орк. классом Придв. певч. капеллы. В 1905-18 преподаватель (с 1909 профессор) Петерб. консерватории, где вёл основанный им впервые в России класс дирижирования. С 1902 был постоянным дирижёром "Русских симфонических концертов", выступал в концертах РМО, Моск. филармонич. об-ва, в "Концертах А. Зилоти", историч. концертах С. Н. Василенко, в конц. сезонах в Павловске, Ораниенбауме и др. В 1906-09 был дирижёром Мариинского т-ра. Чл. Беляевского кружка, Ч. активно участвовал в муз.-обществ. жизни Петербурга: входил в кружок "Вечера современной музыки", сотрудничал с группой "Мир искусства" (начало этому положила совм. работа с А. Н. Бенуа и M. M. Фокиным над балетом "Павильон Армиды", 1903-07), был участником "Рус. сезонов" (1909-14); в 1909 под его управлением прошёл первый сезон в Париже. В последующие годы дирижировал спектаклями "Рус. балета" в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. Для "Рус. сезонов" написал балеты "Нарцисс и Эхо" (1911), "Маска красной смерти" (по Э. По, 1915; впоследствии переработан в 3 симф. фрагмента "Судьба"). В 1918-21 Ч. работал в Тбилиси: возглавлял консерваторию и одноврем. был дирижёром оперного т-ра. В 1921 эмигрировал во Францию, поселился в предместье Парижа — Исси-ле-Мулино. Нек-рое время как композитор и дирижёр сотрудничал с балетной труппой А. П. Павловой. Впоследствии концертировал в качестве дирижёра в европ. странах и США, пропагандируя рус. симф. и оперную музыку. После 1933 из-за ослабления слуха оставил конц. деятельность. В 1925 основал в Париже Рус. консерваторию (в 1925-29 и 1938-45 — её директор). С 1926 чл., с 1937 президент Попечительного совета изд-ва "М. П. Беляев в Лейпциге".

Воспитанный в традициях рус. муз. классики, последователь Римского-Корсакова, Ч. вместе с тем чутко реагировал на новые веяния в муз. иск-ве. Большое влияние оказал на него импрессионизм, многое воспринял он также от муз. языка А. Н. Скрябина, Р. Штрауса. Уже первое значит. соч. Ч. — симф. прелюд "Принцесса Грёза" (по мотивам одноим. пьесы Э. Ростана, 1896) отличают тонкое чувство орк. колорита, импрессионистская красочность гармонии и инструментовки, декоративность письма. Лучшие произв. Ч. созданы в период сближения его с деятелями "Мира искусства", в первую очередь с Бенуа. Художеств. принципы Ч. сформировались в значит. мере под воздействием эстетики этого объединения, тяготения его участников к поэтич. воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации. В обширном творч. наследии Ч. выделяются балеты "Павильон Армиды" и "Нарцисс и Эхо", симф. поэмы "Марья Моревна" (1909), "Зачарованное царство" (1912), 6 муз. иллюстраций к "Сказке о рыбаке и рыбке" для оркестра (1909), романсы на сл. Ф. И. Тютчева, "Фейные сказки" на сл. К. Д. Бальмонта. Широкая эрудиция, владение совр. орк. средствами, интерес к новым художеств. исканиям создали Ч. авторитет одного из прогрессивных педагогов. Среди его учеников — С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Н. А. Малько, А. В. Гаук, М. А. Бихтер, В. А. Дранишников. В 40-х гг. Ч. работал над книгой воспоминаний "Под сенью моей жизни" (не окончена).

Сочинения: оперы — Сват (по пьесе "Бедность не порок" Островского, 1929), Ванька-Ключник (по Ф. Сологубу, 1932, Белград); балеты — Павильон Армиды (1907, Петербург), Нарцисс и Эхо (1911, Монте-Карло), Маска красной смерти (1915, пост. 1956, Брюссель), Вакх (Dionisys, 1922, Лондон), Русская волшебная сказка (Russian fairy tale, 1923, там же), Роман мумии (Romance of the mummy, 1924, там же); для солистов, хора и орк. — оратория Нисхождение святой девы в ад (La descente de la Sainte Vierge а lenfer, 1934), кантата Песнь Сафо; для opк. — симф. прелюд Принцесса Грёза (1896), симф. поэмы Макбет (1901), Марья Моревна (1909), Зачарованное царство (1912), драм. фантазия Из края в край (1904), 6 муз. иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), 3 симф. фрагмента Судьба (1932-33), орк. сюиты из музыки к балетам и др.; концерт для фп. с орк. (1908); струн. квартет (1901); пьесы для струн. и дух. инструментов с фп.; ок. 70 пьес для фп.; ок. 100 романсов; ред. оперы "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1922, Монте-Карло), оркестровка оперы "Мельник — колдун, обманщик и сват" Соколовского (1929, Париж), орк. вариант "Тати-тати" (Парафразы на одну простую тему А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. Н. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Листа) и др.

Литературные сочинения: Воспоминания музыканта, Л., 1976.

Литература: Глебов И., (Асафьев Б. В.), Этюд о Черепнине. (Последние произведения), "Музыка", 1916, 19 марта, то же, в его кн.: О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания, Л., 1974; его же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., (1930), под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX в., Л., 1968, 1979; Шапорин Ю., Мои учителя, "СМ", 1962, No 9; Томпакова О., Н. Н. Черепнин, "МЖ", 1974, No 1; Вершинина И. Я., Музыка в балетном театре, в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1908-1917), кн. 3 — Зрелищные искусства. Музыка, М., 1977; Суриц Е., Балетное искусство, там же; Street D., A forgotten firebird, "Musical times", 1978, v. 119, August, p. 674-76.

В. П. Павлинова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me