Чан Ван Кхе

(Trвn Van Khк) (p. 24 VII 1921, Биньхоадонг, пров. Митхо, Вьетнам) — вьетнам. исполнитель на нац. инструментах и музыковед. Род. в семье потомственных музыкантов; с 6 лет играл на дан ким (лютня в форме луны) и на дан ко (2-струн. скрипка). В 16 лет под рук. Нгуен Чи Кхуонга овладел игрой на чонг няк (церемониальный барабан); у него же учился игре на европ. инструментах (мандолине, гитаре, скрипке), изучал теорию европ. музыки. В 1938-41 возглавлял оркестр в лицее Петрюса Ки в Сайгоне. Будучи студентом медицинского ф-та Ханойского ун-та (1941-44), руководил студенч. оркестром, активно участвовал в движении за обновление вьетнам. музыки, осн. задачей к-рого было освоение опыта зап.-европ. культуры, необходимого, по мнению Ч. В. К. и др., для развития нац. муз. иск-ва. С 1952 живёт во Франции; посвятил себя изучению традиц. и классич. вьетнам. музыки, подготовил диссертацию под рук. музыковедов и этнографов Ж. Шайе, Э. Гаспардона и А. Шефнера в Ин-те музыковедения в Сорбонне, где учился в 1952-58. Одноврем. (с 1949) занимался изучением обществ. наук (получил диплом парижского Ин-та политич. исследований). В период нац.-освободит. войны за участие в борьбе против франц. колонизаторов был заключён в тюрьму. С 1959 работал в центре по изучению вост. музыки в Сорбонне (с 1965 директор) и в Нац. центре науч. исследований (с 1972 его рук.), с 1960 чл. Междунар. муз. совета ЮНЕСКО, затем вице-президент Науч. совета при Ин-те сравнит. муз. исследований и документации в Зап. Берлине. С 1971 преподаёт муз. этнологию в Парижском ун-те (Сорбонна). Опубликовал ряд работ, гл. обр. посв. истории и теории музыки стран Азии (преим. Вьетнама); автор статей для франц. муз. энциклопедии о вьетнамских муз. инструментах и др. Выступал с исполнением на нац. муз. инструментах (грамзаписи его исп. получили премии в 1960, 1969 и 1970), читал лекции и доклады о музыке Вьетнама и на др. темы в муз. центрах Европы, Америки, Азии (особенно ценный вклад внёс в изучение муз. культуры стран Азии). В 1971 выступал с докладом на 7-м конгрессе "Междунар. муз. совета" в Москве.

Литературные сочинения: Traditional cultures in South-East Asia, Bombey...,1958; Place de la musique dans les classes populaires au Viкt-Nam, Bulletin de la Sociйtй des Etudes indochinoises, nouvelle ser., t. 39, 1959; Les instruments de musique rйvйlйes par des fouilles archeologiques au Viкt-Nam, "Arts Asiatiques", 1960, v. 7, p. 141-52; L'йtat d'вme de l'exйcutant de la musique orientale, "The world of music", 1960, v. 2; Aspects de la cantillation: techniques du Viкt-Nam, "Revue de musicologie", 1961, v. 47; Problems of the Far Eastern musical traditional today, "France-Asie", 1961, v. 17, No 168; La musique viкtnamienne traditionelle, P., 1962 (Annales du Musйe Guimet, t. 66); Principes de base dans les musiques de l'Extrкme-Orient, "France-Asie", 1962, v. 18, No 174; Les йchelles rйguliиres du cycle des quintes et leurs dйformations occasionnelles, в кн.: La rйsonance dans les Echelles musicales, P., 1963; Le public de concert en Orient devant les changements d'ordre sociologique, "World of music", 1963, v. 5; Le thйвtre musical de tradition chinoise, в кн.: Zeitgenцssisches Musiktheater, Hamburg, 1966; La musique traditionnelle en Extrкme Orient, P., 1964; Viкt-Nam, P., 1967; La musique dans la sociйtй viкtnamienne actuelle, "La musique dans la vie", v. 2, P., 1969; The music of Cham people, N. Y., 1971; Means of preservation and diffusion of traditional music in Viкtnam, "Asian music", 1972, v. 3, No 1; La musique viкtnamienne au XIX siиcle, в кн.: Musikkulturen Asien, Afrikas und Ozeaniens im 19. Jahrhundert, Regensburg, 1973; L'acculturation dans les traditions musicales de l'Asia, "International review of aesthetics and sociology of music", 1974, v. 5; Un exemple d'enquкte et de recherche d'ethnomusicologie en Republique Dйmocratique du Viкt-Nam, "The World of music", 1976, v. 18, No 3; Is the pentatonic universal?, там же, 1977, v. 19, No 1/2; Situation de la musique en Republique Socialistique du Viкt-Nam, "Acta musicologica", 1977, v. 40, fasc. 1; The Traditional musical performers and creativity in the countries of Asia, "The world of music", 1979, v. 21, No 2.

E. В. Васильченко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me