Чавес К.

(Chavez) Карлос (наст. фам. и имя — Pадуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико — 2 VIII 1978, Мехико) — мекс. композитор, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. Обучался игре на фп. у П. Л. Огасона и М. Понсе, композицию изучал самостоятельно. В 1925-26 организовал в Мехико концерты совр. музыки. В 1928 основал симф. оркестр Мехико (позже — Нац. симф. оркестр; возглавлял его до 1949). Директор Нац. консерватории (1928-34), один из основателей Мекс. муз. изд-ва (1945), основатель журн. "Nuestra Mъsica" (1946), генеральный директор Нац. ин-та изящных иск-в (1947-1952). Концертировал как дирижёр в странах Америки и Европы, пропагандируя творчество мекс. и др. лат.-амер. композиторов. Выступал в печати как муз. критик. Почётный чл. ряда заруб. академий и ин-тов. Ч., наряду с С. Ревуэльтасом, — основоположник совр. композиторской школы Мексики, один из ведущих композиторов Лат. Америки. В его произв. 20-30-х гг. доминируют элементы нар. мекс. музыки, в первую очередь индейской (балеты на сюжеты из жизни ацтеков, "Индейская симфония").В те же годы Ч. отдал дань увлечению муз. модернизмом ("Многоугольники", "Шестиугольники", "Энергия", "Спираль" и др. соч.). Симпатии Ч. к революц. движению нашли отражение в таких произв., как "Пролетарская симфония" для хора и оркестра (1934), "Республиканская увертюра" (1935), кантата для хора и оркестра "Солнце" на стихи мекс. пролетарского поэта К. Гутьерреса Круса (1934). В 30-е гг. Ч. организует концерты для рабочих. Начиная с 40-х гг. музыка Ч., не утрачивая нац. черт, становится более академичной. Творчество Ч. оказало большое влияние на совр. мекс. композиторов.

Сочинения: опера Панфило и Лауретта (1956, пост. 1957, Нью-Йорк); балеты — Новый огонь (El fuego nuevo, с жен. хором, 1921; 2-я ред. 1927, пост. 1928, Мехико), Четыре солнца (Los cuatro soles, 1926, пост. 1930, там же), Лошадиные силы (Caballo s de vapor, 1927), Дочь Колхиды (La hija de Cуlquide, 1944; 2-я ред. 1947); кантаты — Солнце (El sol, для хора и орк., 1934), Прометей (1956); для орк. — 7 симфоний (1-я — Антигона, 1933; 2-я — Индейская, 1936; 1951-54; 4-я — Романтическая, 1953; 5-я — для струн. орк., 1953; 1961; 1960), Республиканская увертюра (Obertura republicana, 1935), Симфонич. танец (1953); для орк. нар. мекс. инструментов — Мексиканские песни (Cantos de Mйxico, 1933), пьеса Хочипилли Макуилхочитл (1940); концерты с орк. — для фп. (1940), для скр. (1950), для 4 валторн (1938); камерно-инстр. ансамбли — сонатина (1924) и Спираль (Espiral, 1933) для скр. и фп., 3 струн. квартета (1921, 1932, 1944), соната для 4 валторн (1930), Солисты (Soli, для гобоя, кларнета, трубы и фагота, 1933), Энергия (Energнa, для 9 инструментов, 1925), токката (для ударных, 1942); для фп. — 6 сонат (1918-61), 7 пьес, 10 прелюдий, 8 этюдов и др.; для хора с орк. — Пролетарская симфония (Sinfonнa proletaria, 1934; также под назв. Призывы — Llamadas), Сизая голубка (La paloma azul, 1940); хоры а cappella, в т. ч. 3 ноктюрна на тексты Дж. Китса, П. Б. Шелли и Дж. Н. Г. Байрона (1942); для голоса и орк. или инстр. ансамбля — 4 ноктюрна (для сопрано, контральто и орк., 1939), Шестиугольники (для голоса, фп. и 4 струн. инструментов, 1924); романсы для голоса с фп.

Литературные сочинения: Toward a new music, N. Y., 1937; Musical thought, Camb. (Mass.), 1961.

Литература: Шохман Г., Карлос Чавес, "CM", 1973, No 1; Weinstock H., Carlos Chбvez, в сб.: Compositores de Amйrica, v. 3, Wash., 1960; Garcнa Morillo R., Carlos Chбvez. Vida y obra, Mйx.-B. Aires, 1960; Carlos Chбves, "Nuovo rivista musicale Italiana", 1978, No 3 (номер посв. памяти Ч.).

П. А. Ахундов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me