Цингарелли Н. А.

(Zingarelli) Никола Антонио (4 IV 1752, Неаполь — 5 V 1837, Торре-дель-Греко, близ Неаполя) — итал. композитор. Муз. образование получил в консерватории "Санта-Мария ди Лорето", где по классу скрипки занимался у С. Каркажюса, по классу композиции — у Ф. Фенароли. По окончании консерватории долгое время давал уроки игры на скрипке в частных домах. С 1792 капельмейстер кафедрального собора в Милане, в 1794-1804 — в Лорето, в 1804-1811 — собора св. Петра в Риме. С 1813 директор и преподаватель Корол. муз. колледжа, с 1816 также капельмейстер кафедрального собора (преемник Дж. Паизиелло) в Неаполе. Оставался на этих постах до конца жизни. Среди его учеников — В. Беллини, Дж. Меркаданте. Ц. был последним представителем старонеаполитанской школы. Необычайно плодовитый композитор, Ц. писал музыку во всех жанрах; ему принадлежат оперы (ок. 40), симфонии (50), оратории, кантаты, камерно-инстр. произв. и др. В 1781 пост. одна из его первых опер "Монтесума" (т-р "Сан-Карло", Неаполь). Но известность принесла ему опера "Альсинда", пост. в 1785 в "Ла Скала" (Милан). С этого времени оперы Ц. шли почти во всех итал. т-рах (в Милане, Венеции, Мантуе, Турине, Флоренции, Риме, Неаполе и др.), а также в Париже. Лучшая из них — "Джульетта и Ромео" пост. в 1796 в "Ла Скала". Оперы Ц., построенные по стереотипной схеме классич. образцов неаполитанской оперы-сериа и оперы-буффа, не отличались ни самобытностью, ни оригинальностью. Успеху его опер во многом способствовали великолепные исполнители, в числе к-рых А. Каталани, Л. Маркези. После 1803 писал преим. духовную музыку, в т. ч. многочисл. мессы (более 150), реквиемы, Stabat mater, магнификаты, Те Deum, гимны, мотеты и др.

Литература: Catalogo della musica lasciata de N. Zingarelli e che ora si trova press il suo cameriere, (Napoli, 1837); La Fage A. de, Observation sur Zingarelli, "RM", 1837; Meneghelli A., Per le Solenni esequie di N. Zingarelli..., Padova, 1841; Sсhmid A., Joseph Haydn und Nicola Zingarelli, W., 1847; Giaсоmо S. di. Il fiero Zingarelli, "Musica d'Oggi", 1923, v. 5; Dotto P., N. Zingarelli, там же, 1941, v. 23, No 7; Mondоlfi A., N. Zingarelli attraverso la catalogazione dei suoi autografi nella Biblioteca di S. Pietro a Majella, "Il Rievocatore", 1955, v. 6, No 7-9; Lippmann F., V. Bellini und italienische Opera seria semer Zeit, "Analecta Musicologica", 1969, Bd 6.

Ю. Римкявичюс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me