Хорнпайп

Горнпайп (англ. hornpipe, от horn — рог и pipe — труба), пибгорн (гэльское, валлийское, шотл. pibgorn, pibcorn, от piob, pib — труба и gorn, corn — рог).

1) Древний валлийский и шотл. нар. дух. язычковый муз. инструмент. Представлял собой конусообразную трубку из животного рога (гл. обр. — бычьего) или копыта с 6 игровыми отверстиями на лицевой стороне трубки и одним на тыльной. Первоначально X. имел одинарный бьющий язычок, затем двойной. У валлийцев бытовал также инструмент, состоявший из деревянной или костяной трубки (бараньей или оленьей), в к-рую вставлялся роговой раструб. Высказывалось предположение, что трубка изготовлялась и из соломы; исследователи основывались на варианте англ. названия — cornpipe, т. е. дудка из соломы (в этом написании слово встречается у У. Шекспира; термин cornpipe включён также в "Словарь музыкальных терминов" Дж. Стейнера и А. Баррета). Однако совр. инструментоведы считают более достоверным происхождение термина от слова horn (рог). Известно, что X. был распространён на территории Великобритании в 13 в.; об этом свидетельствует упоминание инструмента в принадлежащем Дж. Чосеру переводе ср.-век. франц. поэмы "Роман о розе" ("Romaunt of the rose"). В нек-рых районах Шотландии и Уэльса применялся до 18 в., затем вышел из употребления. Почти идентичные инструменты были известны у народов Цейлона, Др. Греции, басков.

2) Англ. нар. танец. Известен с 15 в., особой популярностью пользовался в 16-19 вв. Темп подвижный, размер 3-дольный (3/2) или 2-дольный (6/2), ритм синкопированный. После 1760 преобладают 2-дольный размер (2/4, 4/4) и пунктирный ритм. Сопровождается игрой на хорнпайпе (1), бэгпайпе, арфе, фиделе. Наиболее ранний известный образец — хорнпайп Г. Астона (ок. 1522). Осн. тип X.- сольный мужской танец, близкий жиге и требующий небольшого пространства для исполнения (вероятно, поэтому X. считают танцем моряков).

Хорнпайп

Хорнпайп Г. Астона.

Этот тип — наиболее ранний и известен в Шотландии и особенно в Уэльсе издавна. В 18 в. такие X. часто исполнялись в качостве вставных номеров и в антрактах сценич. произв. Др. типы — парный круговой танец, популярный в сельской местности в 15-17 вв. и позднее утративший своё значение, и парный country dance (сельский танец, контрданс), распространённый в кон. 17 — нач. 18 вв. Его размер б. ч. 3/2, ритм синкопированный. Исполнялся длинными рядами (longways) танцующих. X. этого типа встречаются в инстр. сюитах, в музыке к драм. произведениям.

Хорнпайп. Рис. 1

Лондонский хорнпайп.

Среди многочисл. разновидностей X.- англ. X., шотл. X., ирл. X., валлийский X.

Первый сборник X. — "A collection of original Lancashire Hornpipe old and new..." (H. Playford, 1705). Образцы Х. содержатся также в многочисл. сборниках танц. музыки: "Wright's collection of 200 country dances", "Walsh's compleat country dancing master" (оба — ок. 1735) и др. X. сочиняли Г. Пёрселл, Т. Муффат (см. "Compenimenti musicali", 1739), Г. P. Гендель и др.

Литература: Вurney Сh., A general history of music, v. 4, L., 1789, Baden-Baden, 1958; Stainer J., Barrett A., A dictionary of musical terms, Boston — N. Y., 1878, L.- N. Y., 1898; Balfour H., The old British "pibcorn" or "hornpipe" and its affinities, "Journal of the Royal anthropological institute of Great Britain and Ireland", 1891, v. 20; Grant J., Piobai-reachd. Its origin and construction, Edin., 1915.

В. Г. Фейгина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me