Хорезмская табулатура

Хорезмская нотация, — система нотной записи для танбура (3-струн. щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в. Предполагают, что при этом он исходил из существовавших ранее систем нотаций (напр., табулатурной нотации для уда Сафи-ад-дина Урмави, 13 в.).

Хорезмская табулатура

Хорезмская табулатура. Рис. 1

Пешрав (из макома Сегох). Запись в хорезмской нотации и расшифровка.

В X. т. применяются 18 горизонтальных линий, соответствующих числу ладов (перемычек) на грифе танбура. Точки, к-рые ставятся над и под линией, указывают число ударов плектром (нохун). Точка над линией означает звук, взятый ударом сверху; если точка стоит под линией, звук берётся ударом снизу. Длительность звуков не обозначается: подразумевается, что все записываемые звуки — одинаковой длительности (в переводе на совр. нотацию — восьмые). X. т. читается подобно араб. письму — справа налево. При помощи X. т. записаны хорезмские макомы. Несовершенство системы затрудняет расшифровку этих записей.

Литература: Ашрафи М., Кон Ю., Народное музыкальное творчество, в сб.: Музыкальная культура Советского Узбекистана, Таш., 1955; Романовская Е. Е., Хорезмские макомы, в её кн.: Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора, Таш., 1957; Узбекская народная музыка, т. 6 — Хорезмские макомы. Собрал и записал М. Юсупов. Под ред. И. А. Акбарова, Таш., 1958, с. 37-38; Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962; Раджабов И. Р., К истории нотной письменности на Востоке, "Общественные науки в Узбекистане", 1962, No 10.

З. Таджикова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me