Хауэр Й. М.

(Hauer) Йозеф Маттиас (19 III 1883, Винер-Нёйштадт — 22 IX 1959, Вена) — австр. композитор. Муз. подготовку получил в учительском ин-те. Работал учителем в Крумбахе. С 1914 жил в Вене, продолжал муз. занятия самостоятельно. Оставил педагогич. работу, чтобы посвятить себя композиции. В 1927 получил композиторский приз г. Вена.

В 1911 создал произв. для фп. "Nomos" — первое додекафонное соч. Независимо от А. Шёнберга X. самостоятельно разработал 12-тоновую систему. В 1921 сформулировал принцип т. н. тропов (групп из двух шестизвучий, к-рые служили основой для построения мелодии и аккордов). Принципы своей 12-тоновой системы изложил в ряде работ, в т. ч. "От мелоса к литавре" (1925) и "Двенадцатитоновая техника. Учение о тропах" (1925), над к-рой он работал совм. со своим учеником Г. Хайсом. При жизни композитора его многочисл. произв. исполнялись редко. Успех имела только его оратория "Превращения" ("Wandlungen", 1928). Начиная с 1937 писал только т. н. 12-тоновую музыку. Среди его произв. опера "Саламбо" (1928, по Г. Флоберу, не исп.), зингшпиль "Чёрный паук" ("Die schwarze Spinncl", 1966, Вена), песни и кантаты, в т. ч. на сл. P. Гёльдерлина, оркестровые (симфониетта, дивертисмент и др.), камерно-инстр. произв. Творчество X. получило известность лишь в 60-70-е гг. Гос. пр. Австрии (1956).

Литературные сочинения: Vom Wesen des Musikalischen, Lpz.-W., 1920, то же, В.-Lichtericide, 1921, 1923, расширенное изд., 1966; Deutung des Melos, Lpz.-W.-Z., 1923; Vom Melos zur Pauke, W.-N. Y., 1925 (Theoretische Schriften, Bd 1), переизд., 1967; Zwцlftontechnik, W., 1925 (Theoretische Schriften, Bd 2), новое изд., W., 1953.

Литература: Рубин M., Заметки о современной австрийской музыке, пер. с нем. Р. Глезер, "СМ", 1956, No 11; Heiss H., Der musikalische Kosmos J. M. Hauers, "NZfM", 1960, Jahrg. 121, H. 1; Steinbauer O., J. M. Hauers Zwцlftonspiel, "ЦMz", 1963, Jahrg. 18, H. 3; J. M. Hauer, "Das Josefstдdter Heimatmuseum", 19G3, H. 31/32 (с указателем соч.); Lichtenfeld M., Untersuchungen zur Theorie der Zwцlftontechnik bei J. M. Hauer, Regensburg, 1964 (Kцlner Beitrдge zur Musikforschung, Bd 29); Szmоlyan W., J. M. Hauer, W., 1965 ("Цsterreichische Komponisten des XX. Jahrhunderts", Bd 6); Zur Hauer-Ausstellung, "Das Josefstдdter Heimatmuseum", 1966, H. 45; J. M. Hauer, "ЦMz", 1966, Jahrg. 21, H. 3 (Sonderheft); Kirchmeyer H., Schцnberg und Hauer, "NZfM", 1966, Jahrg. 127, H.; Кrejсi K. J., Vollkommene Einheit von Wort und Musik, J. M. Hauers Hцlderlinlieder, "NZfM", 1970, Jahrg. 131, H. 5; Sengstsсhmid J., Anatomie eines Zwцlitonspiels, "Zeitschrift fьr Musiktheorie", 1971, Jahrg. 2, No 1.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me