Фop Ж. Б.

(Faure) Жан Батист (15 I 1830, Мулен, деп. Алье — 9 XI 1914, Париж) -франц. певец (баритон), педагог и композитор. С детских лет пел в церк. хоре; его первым учителем музыки был Трево, капельмейстер церкви Ла-Мадлен в Париже. Позднее обучался игре на фп., органе и контрабасе; с 1843 неск. лет занимался в классе сольфеджио при Парижской консерватории, затем играл на контрабасе в провинц. оркестрах, в парижском т-ре "Одеон", был хористом "Т-р Итальен". В 1850-52 учился в Парижской консерватории (по классу пения занимался у Л. А. Поншара). В 1852 дебютировал в партии Пигмалиона ("Галатея" Массе) в т-ре "Опера-комик", где выступал до 1860, быстро завоевав широкую известность. Принимал участие в первых пост. опер: "Тонелли" Тома (1853), "Северная звезда" и "Динора" Мейербера (1854 и 1859), "Женни Белл" и "Манон Леско" Обера(1855 и 1856), "Квентин Дорвард" Геварта (1858) и др. В 1861-76 был одним из ведущих солистов "Гранд-Опера", участвовал в первом исполнении опер "Африканка" (1865), "Дон Карлос" (1867); "Гамлет" Тома (1868), "Фауст" (1869); "Жанна д'Арк" Мерме (1876) и др. С 1857 с огромным успехом гастролировал как оперный и конц. певец в Баден-Бадене, Берлине, Лондоне (1860-66, 1870 -76, в т-рах "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн", в 1877 в "Хэр маджести тиэтр"), Брюсселе, Вене (1878, здесь был удостоен почётного звания "императорский камерный певец"), Будапеште, Женеве, Мюнхене, а также в Италии, Голландии и других европейских странах. В Париже принимал участие в исполнении ораторий "Искупление" (1884) и "Смерть и жизнь" (1886) Гуно.

Один из выдающихся франц. певцов 2-й пол. 19 в., Ф. обладал сильным, гибким, свободно льющимся голосом красивого тембра, обширного диапазона (исполнял басовые и баритональные партии), с плотным, насыщенным звучанием в нижнем и среднем регистрах и по-теноровому звонкими высокими нотами, исключительным по продолжительности дыханием, виртуозной вок. техникой. Его пение отличалось особой выразительностью фразировки, ясностью и чёткостью дикции, редким чувством стиля. Совершенное вок. мастерство, актёрский талант, романтич. темперамент, прекрасные внешние данные позволили Ф. создавать самые разнохарактерные образы — от ярко комедийных до патетико-экспрессивных. С особой полнотой его иск-во раскрылось на сцене "Гранд-Опера", в партиях итал. и франц. романтич. опер. Среди многочисл. партий, исп. Ф., выделялись: Вильгельм Телль ("Вильгельм Телль" Россини; композитор считал Ф. одним из лучших интерпретаторов его произв.), Король Альфонс XI ("Фаворитка" Доницетти), Маркиз ди Поза ("Дон Карлос"), Нелюско ("Африканка", партия написана Мейербером специально для Ф.); одно из высших сценич. достижений — партия Дон Жуана. Ф. способствовал утверждению на франц. сцене жанра лирической оперы. Созданные им образы Гамлета ("Гамлет" Тома; в этой роли певца запечатлел художник Э. Мане) и Мефистофеля оказали влияние на мн. последующих исполнителей этих партий. Среди партий: Пьетро ("Немая из Портичи" Обера), Пётр I, Невер и Сен-Бри ("Северная звезда", "Гугеноты" Мейербера), Фальстаф, Лотарио ("Сон в летнюю ночь", "Миньон" Тома), Фернандо, Яго ("Сорока-воровка", "Отелло" Россини), дон Альфонсо ("Лукреция Борджа"), граф Родольфо ("Сомнамбула"), Белькоре и Дулькамара ("Любовный напиток"), граф Альмавива и Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Каспар ("Вольный стрелок"). В конц. репертуаре Ф. были отрывки из опер "Тангейзер" и "Валькирия" Вагнера (композитор высоко ценил иск-во певца), из "Страстей по Матфею" Баха и др. В 1857-60 Ф. преподавал пение в Парижской консерватории, с 1872 неск. лет был инспектором по классу пения в Брюссельской консерватории. Известностью пользовались многочисл. песни и романсы Ф., отличавшиеся напевностью, выразительностью (93 из них Ф. опубл. в 4 тетрадях).

Сочинения: La voix et le chant, traitй pratique, P., 1886; Aux Jeunes chanteurs, P., (1898).

Литература: Сurzon H. de, Croquis d'artistes, P., 1898, p. 53-67; eго же, Une gloire de l'art lyrique franзaise, J.-B. Faure, P., 1923; Lenоиl-Zйvart, J. B. Faure, "RM", 1907, No 7; Delisle J.-M., Faure J.-B., "Larousse mensuel", 1914, v. 3, novembre.

C. M. Трищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me