Филипп де Витри

Де Витри Ф. (Philippe de Vitry; латинизиров. Philippus de Vitriaco) (31 X 1291, Mo или Париж — 9 VI 1361, там же) — франц. композитор, муз. теоретик, философ и поэт. В 1320-1330-е гг. политич. и церк. деятель (с нач. 50-х гг.- епископ г. Mo). Был другом Ф. Петрарки, к-рый ставил Ф. де В. выше всех современных ему франц. поэтов, считал его образованнейшим человеком страны ("poeta nunc unicus Galliarum", "Literatissimus homo") и сожалел, что он оставил занятия философией, приняв сан епископа.

Как композитор Ф. де В. создал совершенные образцы мотета. В мотетах Ф. де В. усовершенствовал и упорядочил известную в то время технику изоритмии. Сохранились 12 (возможно, 14) 3- и 4-гол. мотетов (обнаружены в 1921-39); 5 из них ("Garrit Gallus — In Nova", 1313 или 1314; "Tribum — Quoniam secta", 1315-16; "Aman novi — Heu fortune", 1315-16; "Orbis orbatus — О vos pastores", 1316; "Firmissime — Adesto sancta", 1316) входят как муз. номера (вставки) в "Роман о Фовеле" (рукопись "Roman de Fauvel" хранится в Нац. б-ке в Париже, 1316), 9 (принадлежность 2 из них Ф. де В. ещё не установлена) содержатся в кодексе 14 в. ("Ivrea"): "Douce playsance" — "Garison" (до 1320), "Colla jugo" — "Bona condit" (ок. 1320),

Филипп де Витри

Филипп де Витри. Мотет "Heu, Fortuna subdula..." из "Романа о Фовеле" (1316).

"Tuba" — "In arboris" (ок. 1320), "Cum statua" — "Hugo" (ок. 330), "Vos quid" — "Gratissima matrorum" (ок. 1330), "О canenda" — "Rex quem metrorum" (ок. 1335), "Petre Clemens" — "Lugentium sicentur" (1342). Возможно, Ф. де В. принадлежат и др. мотеты, известные ныне как анонимные. Он писал также баллады, рондо, лэ (не сохранились). Ф. де В. — один из основоположников муз.-поэтич. иск-ва ars nova. Ему приписываются 4 трактата, в т. ч. "Ars nova" (создан, по-видимому, в Париже ок. 1320, авторство Ф. де В. наиболее вероятно) — важнейший источник для изучения франц. музыки 14 в. Это первый франц. трактат, легализующий прогрессивные практич. нововведения композиторов 14 в. — "moderni cantores" (так они именовались в папской булле "Docta sanctorum", 1324, в к-рой подвергались папой резкой критике). В трактате "Ars nova" наряду с изложением общепринятых в ср.-век. теории понятий Ф. де В. подчёркивает выразит. значение полутона, теоретически закрепляет новое отношение к т. н. musica falsa (ficta), трактуя её как не "фальшивую", а "верную и необходимую", без к-рой "ни одного мотета или ронделя невозможно спеть". Гл. нововведение Ф. де В. — легализация 2-дольного метрич. деления наравне с 3-дольным. Этот важнейший в трактате вопрос излагается в последней главе — "О несовершенном темпусе" ("De tempore imperfecto"), т. е. о 2-дольном делении бревиса, где Ф. де В. демонстрирует утверждённые им 4 равноправных способа деления бревиса и семибревиса (т. н. 4 пролации), а также символы, обозначающие мензуральные деления длительностей и пропорции (круг, полукруг, то же с точкой, нотация красным цветом и др.). Сохранилось одно поэтич. произв. Ф. де В. — "Поэма о Франке Гонтье" (стихотворение об идиллич. жизни дровосека; через 100 лет Ф. Вийон в своей "Противопоэме" — "Contrediz" — подверг его язвительной критике). Полное собрание муз. соч. Ф. де В. вышло в свет в 1951 (в серии "Corpus Mensurabilis Musicae", подготовлено Амер. ин-том музыковедения).

Литературные сочинения: (издания): Ars nova, в кн.: Соussemaаkеr E. de, Scriptorum de musica medii aevi novam seriem a gerbertina alteram, t. 3, Hildesheim, 1963, p. 13-22; там же, трактаты, приписываемые Ф. де В. и его ученикам: Ars contrapunctus secundum Philippum de Vitriaco, p. 23-27; Ars perfecta in musica magistri Philippoti de Vitriaco, p. 28-35; Philippi de Vitriaco liber musicalium, p. 35-46.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941, с. 206-08, 211-12; Шишмарёв В., Филипп де Витри, в его кн.: Книга для чтения по истории французского языка IX-XV вв., М.-Л., 1955, с. 356-58; Сапонов М., Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо, в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978; Р. Petrarcae epistolae de rebus (amiliaribus, ed. par J. Fracassetti, Firenze, v. 2-3, 1862-63; Thomas A., Extraits des archives du Vatican..., pt. 4, Philippe de Vitri, "Romania", 1882, t. 11, No 42-43; Riaget A.,...Philippe de Vitri, там же, 1898, t. 27, No 105, p. 55-92; Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters: Die Motette von Franko von Kцln bis Philipp von Vitry, "AfMw", 1927, Jahrg. 8, H. 2; eго же, Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931, Darmstadt, 1964; Machabey A., Notice sur Philippe de Vitry, "RM", 1929, t. 10, No 4; Сoville A., Philippe de Vitry, notes biographiques, "Romania", 1933, v. 59; Pognon E., Ballades mythologiques de Jean de la Mote, Philippe de Vitry, Jean Campion, "Humanisme et Renaissance", 1938, v. 5; его жe, De nouveau sur Philippe de Vitry et ses amis, там же, 1939, v. 6; Zwiсk G., Deux motets inйdils de Ph de Vitry et G. de Machaut, "Revue de Musicologie", 1948, v. 30; Gilles A., Contribution а un inventaire, analytique des manuscrits intйressants l'Ars Nova de Philippe de Vitry, "Revue belge de musicologie", 1956, v. 10; Werner E., The mathematical foundation of Philippe de Vitry's Ars Nova, "Journal of the American musicological society", 1956, v. 9, No 2; Schrade L., Philippe de Vitry, some new discoveries, "MQ", 195B, v. 42, No 3; то же в его кн.: De scientia musicae studia atque orationes, Bern, 1967; Reaney G., Ars Nova in France, в кн.: New Oxfoid history of music, v. 3, L., 1960, R. 19-30; Gallo F. A., Tra Giovanni di Gailandia e Filippo da Vitry. Note sulla tradizione di alcuni testi teorici, в сб.: Musica disciplina Yearbook, 1969, v. 23; Thiele S., Zeitstrukturen in den Motetten von Philippe de Vitry und ihre Bedeutung fьr zeitgenцssisches Komponieren, "NZfM", 1974, v. 85.

M. A. Сапонов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me