Феона А. Н.

Алексей Николаевич (18 (30) III 1879, г. Бельцы, ныне Молд. ССР — 20 IX 1949, Ленинград) — сов. актёр и режиссёр оперетты. Засл. деят. иск-в РСФСР (1941), нар. арт. Карел. АССР (1943). В 1905 окончил драм. школу при Александринском т-ре в Петербурге (класс актёрского мастерства В. Н. Давыдова), учился пению у И. В. Тартакова. В 1905-1910 актёр петерб. драм. т-ра В. Ф. Комиссаржевской, с 1911 — петерб. т-ров оперетты "Буфф" и "Палас". Выделялся артистич. культурой, мастерством, тщательной разработкой образа. Наиболее значит. роли: Лярус ("Ева" Легара), король Чуланглинглонг ("Король веселится" Нельсона), Ферфакс ("Гейша" Джонса), граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Эдвин и Бони ("Сильва" Кальмана), Гаспар ("Корневильские колокола" Планкета), Флоридор ("Нитуш" Эрве).

Как режиссёр начал работу в 1917 в Петрогр. т-ре "Буфф" пост. оперетт "Цыганская любовь" Легара и "Сильва" Кальмана (1-я пост. в России). В 1919 в Ленингр. т-ре оперы и балета пост. оперу "Фауст" (партию Мефистофеля исполнял Ф. И. Шаляпин). В 1919-27 режиссёр Ленингр. Малого оперного т-ра, где осуществил пост. ряда спектаклей, в т. ч. "Алеко" Рахманинова (совм. с Шаляпиным, к-рый исполнял также заглавную партию), "Луиза" Шарпантье, "Нищий студент" Миллёкера. Одноврем. продолжал режиссёрскую и актёрскую работу в разл. ленингр. т-рах. Организовал в 1928 Ленингр. т-р муз. комедии (в 1929-31, 1934-30, 1941-42 режиссёр и худ. руководитель). В 1937-41, 1945-48 худ. рук. Ленингр. обл. т-pa оперетты. В 1942-44 худ. рук. т-ра муз. комедии Карел. АССР, работавшего в Уральске. В разные годы ставил спектакли в Моск. т-ре оперетты, в т-рах муз. комедии Свердловска, Киева, Харькова, Одессы, Риги, а также в Ленингр. мюзик-холле.

Ф. — один из крупнейших деятелей сов. т-ра оперетты, способствовавших идейно-художеств. перестройке этого жанра. Пост. Ф. отличались целостностью замысла, тонким пониманием муз. драматургии, яркой зрелищностью, изобретательностью массовых сцен. Пропагандировал творчество сов. композиторов, впервые поставив оперетты "Холопка" и "Сердце поэта" Стрельникова (1929 и 1934, Ленингр. т-р муз. комедии), "Женихи" и "Золотая долина" Дунаевского (1927, там же; 1938, Моск. т-р оперетты).

Литература: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937; его же, Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский театр, М., 1958; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960; Театр музыкальной комедии (Ленинграда) и годы блокады, сб. ст., Л., 1973; Мусатов В., Имре Кальман, Л., 1978, с. 135-140, 142-144.

И. А. Романович.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me