Успенский Вик. А.

Виктор Александрович (19 (31) VIII 1879, Калуга — 9 X 1949, Ташкент) — сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932-49 науч. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар. консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. школы (с 1936 — Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. предметы. На основе собств. записей муз. фольклора составил труды "Туркменская музыка" (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), "Музыка на тексты А. Навои" (1940), "Узбекская вокальная музыка" (1950); опубликованы записи шашмакома (1924; 1966-1979). Обработал ряд узб. нар. песен (для голоса с фп., для симф. оркестра). Как композитор, У. стремился к достижению синтеза узб. и европ. средств муз. иск-ва. Автор сочинений на узб. нар. темы разных жанров, в т. ч. муз. драмы "Фархад и Ширин" (по поэме Навои, 1934), в к-рой одним из первых в узб. муз. практике использовал малый симф. оркестр и вок. ансамбли.

Сочинения: муз. драма Фархад и Ширин (1936, Узб. муз.-драм. т-р, Ташкент; 2-я ред. совм. с Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же; 3-я ред. оперы совм. с Мушелем, 1957, Узб. т-р оперы и балета); для орк. — Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945); для фп. — Новелла (1947) и др.; для хора с фп. — В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к спектаклям драм. т-ра — "Ёрилташ" Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), "Муканна" Алимджана (совм. с Мушелем, 1943, Узб. драм. т-р имени Хамзы, Ташкент).

Литература: Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, "СМ", 1937, No 4; Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950; её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306; Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me