Умлауф М.

(Umlauff, Umlauf) Михаэль (9 VIII 1781, Вена — 20 VI 1842, Баден, близ Вены) — австр. скрипач, дирижёр и композитор. Сын Игнаца У. Муз. образование получил в родительском доме. После смерти отца учился у Й. Вейгля. Был скрипачом в оркестре Венской придв. оперы, затем помощником капельмейстера, в 1810-25 капельмейстером двух придв. оперных т-ров. С 1825 2-й капельмейстер в соборе св. Стефана. В 1840 вновь приглашён руководить придв. оперой, однако вскоре совсем отошёл от муз. жизни.

Современники называли У. одарённым дирижёром и скрипачом. У.-дирижёра высоко ценил Л. Бетховен. Трижды они выступали совместно (опера "Фиделио" — 23 мая 1814, "Кернтнертортеатр", Вена; 1-е исполнение 9-й симфонии и Kyrie, Credo, Agnus Dei из "Торжественной мессы" — 7 и 23 мая 1824, там же). В "Фиделио" У. корректировал игру оркестра, к-рым дирижировал уже почти глухой композитор (в конце автографа увертюры Бетховен пометил: "Умлауф показывает, где вступает тромбон"), в концертах 1824 Бетховен указывал темпы в начале каждой части; оркестром дирижировал У. При описании встреч с Бетховеном Л. Шпор упоминает, что У. по просьбе автора корректировал рукопись партитуры 9-й симфонии.

Как композитор У. дебютировал в 1804 балетом "Месть Амура". По дарованию У. значительно уступал своему отцу.

Сочинения: опера — Трактир в Гранаде (Das Wirtshaus in Granada; клавир опубл. в Вене); зингшпили — Праздник любви и радости (Das Fest der Liebe und der Freude; либр. И. Перине, 1806, Эйзенштадт); Гренадер (Der Grenadier, 1812, Вена, "Кернтнертортеатр"); балеты (10 или 12), в т. ч. Месть Амура (Amors Rache, 1804, Вена, "Кернтнертортеатр"), Пауль и Розетта, или Виноградари (Paul und Rosette oder Die Winzer, либр. Ж. Коралли, 1806, Венская придв. опера), Забавы Париса на горе Ида (Die Spiele des Paris auf dem Berge Ida, либр. К. Тальони, 1806, там же), Свадьба Гамаше, или Дон Кихот (Die Hochzeit des Gamache oder Don Quixote, либр. К. Тальони, 1807, "Кернтнертортеатр"), вставные номера для разл. балетов, в т. ч. "Лодоиски" А. Гировеца, "Альцины" П. Бертона; для солистов, хора и орк. — месса (D-dur), отд. части католич. литургии, в т. ч. 3 градуала, 3 офферториума; камерно-инст р. ансамбли — сонаты для скр. и фп., для фп. в 4 руки; фп. пьесы; танц. музыка.

Литература: Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz., 1872, S. 37-38; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887, S. 30, 304; Skrbensky L. H., Drei deutsche Tonkьnstler: Christian Umlauff, Ignaz Umlauft, Michael Umlauft, в изд.: Mitteilungen zur Geschichte der Familien Umlauff, H. 2, Prag, 1926; Haas R., Zur Wiener Ballettpantomime um den Prometheus, в кн.: Neues Beethoven-Jahrbuch, Bd 2, Augsburg, 1926, S. 84 и др.; Bauer A., Opern und Operretten in Wien, Graz, 1955.

В. И. Руденко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me