Уменьшённые интервалы

Интервалы, к-рые на хроматич. полутон меньше одноимённых малых и чистых. В диатонич. системе содержится один уменьшённый интервал — уменьшённая квинта (тритон) на VII ступени натурального мажора или на II ступени натурального минора. В гармонич. мажоре и миноре содержится также уменьшённая септима (на VII ступени). У. и. образуются и от понижения на хроматич. полутон вершины малого или чистого интервала или от повышения на хроматич. полутон его основания. При этом изменяется тоновая величина интервала, тогда как количество входящих в него ступеней и, соответственно, его название остаются прежними. Напр., малая секста е — с (4 тона) превращается в уменьшённую сексту е — ces или eis — с (3 Ѕ тона), энгармонически равную чистой квинте. При обращении уменьшённого интервала образуется увеличенный интервал, напр. уменьшённая терция обращается в увеличенную сексту. Подобно простым могут быть уменьшены и составные интервалы.

При одновременном понижении вершины и повышении основания интервала на хроматич. полутон образуется дважды уменьшённый интервал. Напр., малая септима с — b (5 тонов) превращается в дважды уменьшённую септиму сis — heses (4 тона), энгармонически равную малой сексте. Дважды уменьшённый интервал может образоваться также посредством понижения вершины интервала или повышения его основания на хроматич. тон. Напр., чистая квинта с — g (3 Ѕ тона) превращается в дважды уменьшённую квинту с — geses или cisis — g (2 Ѕ тона), энгармонически равную чистой кварте. При обращении дважды уменьшённого интервала образуется дважды увеличенный интервал. См. Интервал, Обращение интервала.

В. А. Вахромеев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me