Трезвучие

(лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord).

1) Аккорд из трёх звуков, к-рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных — мажорное (также большое, "твёрдое", trias harmonica maior, trias harmonica naturalis, perfecta) и минорное (малое, "мягкое", trias harmonica minor, trias harmonica mollis, imperfecta) и два диссонантных — увеличенное (также "чрезмерное", trias superflue, abundans) и уменьшенное (trias deficiens- "недостаточное"). Консонантные Т. возникают в результате деления совершенного консонанса квинты согласно отношениям пропорций — арифметической (4:5:6, т. е. большая терция + малая терция) и гармонической (10:12:15, т. е. малая терция + большая терция). Одно из них — мажорное — совпадает с исследованием тонов в нижней части натурального звукоряда (тоны 1:2:3:4:5:6). Консонирующие Т. — основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17-19 вв. ("Триада гармоническая есть основа всякого созвучия...", — писал И. Г. Вальтер). Мажорное и минорное Т. являются центр. элементами 2 гл. ладов европ. музыки, носящих те же наименования. В большой мере консонирующие Т. сохранили значение и в музыке 20 в. Особняком стоят 2 "негармонич." Т. — увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не складываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты). Муз. теория в соответствии с практикой контрапунктич. письма первоначально рассматривала многоголосие, в т. ч. Т., как комплекс интервалов (напр., Т. как сочетание квинты и двух терций). Дж. Царлино дал первую теорию Т. (1558), назвав их "гармониями" и объяснив мажорное и минорное Т. с помощью теории числовых пропорций (в длинах струн мажорное Т. — гармонич. пропорцией 15:12:10, минорное — арифметической 6:5:4). Впоследствии Т. обозначалось как "триада" (trias; по А. Кирхеру, Т.-триада — один из трёх видов муз. "материи" наряду с звуком-монадой и двузвучием-диадой). И. Липпиус (1612) и А. Веркмейстер (1686-87) полагали, что "гармонич." Т. символизирует св. Троицу. Н. П. Дилецкий (1679) обучает "конкорданциям" (созвучиям) на примере Т. с удвоением примы, в правильном расположении (широком или тесном); он определяет два лада по Т.: ут-ми-соль — "весёлая мусикия", ре-фа-ля — "печальная мусикия". Ж. Ф. Рамо отделил "правильные" аккорды от сочетаний с неаккордовыми звуками и определил Т. как осн. тип аккорда. М. Гауптман, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт трактовали минорное Т. как зеркальное обращение (инверсию) мажорного (теория дуализма мажора и минора); Риман пытался обосновать дуализм Т. теорией унтертонов. В функциональной теории Римана консонирующее Т. понимается как монолитный комплекс, основа для разного рода видоизменений.

2) Обозначение осн. вида терцового трёхзвукового аккорда с примой в басу, в отличие от его обращений.

Литература: Дилецкий Николай, Идеа грамматики мусикийской, М., 1979; Zarlino G.,Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558 (факсимиле в изд.: Monuments of music and music literature in facsimile, 2 series, N. Y., 1965); Lippius J., Synopsis musicae novae omnino verae atque methodicae universae, Argentorati, 1612; Werckmeister A., Musicae mathematicae hodegus curiosus, Frankfurt-Lpz., 1686, переизд. Nachdruck Hildesheim, 1972; Rameau J. Rh., Traitй de l'harmonie..., P., 1722; Hauptmann M., Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853, 1873; Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwicklung, Dorpat, 1865, Lpz., 1913 (под загл.: Das duale Harmoniesystem); Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre, oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. — Rиман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1901); его же, Geschichte der Musiktheorie in IX. — XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Karg-Elert S., Polaristische Klang- und Tonalitдtslehre, Lpz., 1931; Walther J. G., Praecepta der musicalischen Composition (1708), Lpz., 1955.

Ю. H. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Трезвучие — (музыкальное) Аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два основных вида... Большая советская энциклопедия
  2. трезвучие — -я, ср. муз. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Малый академический словарь
  3. трезвучие — орф. трезвучие, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. трезвучие — Тр/е/зву́ч/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. трезвучие — ТРЕЗВ’УЧИЕ, трезвучия, ср. (муз.). Аккорд, состоящий из основного тона, терции и квинты к нему. Мажорное трезвучие. Минорное трезвучие. Толковый словарь Ушакова
  6. трезвучие — ТРЕЗВУЧИЕ -я; ср. Муз. Аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Мажорное, минорное т. Тоническое т. Толковый словарь Кузнецова
  7. трезвучие — См. три Толковый словарь Даля
  8. Трезвучие — См. Аккорд. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. ТРЕЗВУЧИЕ — ТРЕЗВУЧИЕ — в музыке — в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном — аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция) — минорное трезвучие (малая терция + большая терция)... Большой энциклопедический словарь
  10. трезвучие — трезвучие ср. Основной тип аккорда, образующийся из трёх расположенных по терциям звуков. Толковый словарь Ефремовой