Теплов Г. Н.

Григорий Николаевич (20 XI (1 XII) 1717, Псков — 30 III (10 IV) 1779, Петербург) — рус. гос. деятель, композитор и писатель. Первоначальное образование получил в семинарии при Александро-Невской лавре, основанной Феофаном Прокоповичем (Т. — его внебрачный сын). В дальнейшем учился за границей, по возвращении на родину (1736) — в Академич. ун-те при Росс. академии наук, в к-рую с 1742 зачислен адъюнктом. С 1747 почётный чл. Росс. академии наук, с 1775 сенатор. Видный сановник при дворе Екатерины II, Т. участвовал в создании проектов разл. учебных реформ. Принадлежал к числу образованных любителей музыки, играл на клавесине и скрипке, выступал в придв. концертах. В историю музыки Т. вошёл как родоначальник "российских песен", автор 17 песен этого рода, составивших изданный им сб. "Между делом безделье..." (1759; первый рус. печатный песенник). Лучшие песни Т. (на сл. А. П. Сумарокова, И. П. Елагина и др. поэтов, близких Сумарокову) отличаются яркой эмоциональностью, характерной для рус. лирич. поэзии того времени. Многие песни по образному строю связаны с "галантной" любовной лирикой, сюжеты их — с темой страдания и разлуки. В приёмах и средствах муз. выразительности, используемых Т., прослеживается влияние франц. вок. лирики, придв. танцев, особенно менуэта, и в то же время — воздействие итал. оперного стиля (таковы песни в ритме сицилианы). Но Т. не просто подражатель, он творчески переосмысливал услышанное, своеобразно комбинируя в своих произв. песенные и танц. элементы. Форма его песен, как правило, куплетная, однако в ряде случаев он стремится преодолеть куплетную структуру, охватывая единым муз. построением более крупные разделы текста. По стилю и манере изложения песни Т. представляют собой переходный жанр от канта к романсу с сопровождением. Они встречаются во многих рукописных песенниках сер. 18 в.

Сочинения: Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса, (СПБ, 1759), 1776 (перепечатано в кн.: Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1, М., 1952, с. 189-245, также в изд.: Памятники русского музыкального искусства, вып. 1 — Русская вокальная музыка XVIII века. Сост., публикация, исследование и коммент. О. Левашевой, М., 1972).

Литература: Русский биографический словарь, (т. 20), СПБ, 1912; Булич С. К., "Прадедушка" русского романса, "Музыкальный современник", 1916, кн. 1 (сентябрь); Римский-Корсаков А. Н., Г. Н. Теплов и его музыкальный сборник "Между делом безделье" (Первый русский песенник XVIII в.), в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Pиндейзен H. P., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929, с. 283-89; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века, т. 1, М., 1952, с. 67-72; Келдыш Ю. В., От канта к "российской песне", в его кн.: Русская музыка XVIII века, М., 1965; Stдhlin J. von, Nachrichten von der Musik in Russland, в изд.: Haigold's Beylagen zum neuverдnderten Russland, Tl 2, Riga und Lpz., 1770 (рус. пер. — Штелин Я., Известия о музыке в России, в сб.: Музыкальное наследство, М., 1935, также под назв. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935); Swaт A. J., Russian music and its sources in chant and folk-song, N. Y., 1973, p. 54-55.

И. М. Ветлицына.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me