Темп

(итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость развёртывания муз. ткани произведения в процессе его исполнения или представления внутр. слухом; определяется числом проходящих в единицу времени осн. метрич. долей. Первоначально лат. слово tempus, как и греч. xronos (хронос), означало отрезок времени определ. величины. В ср.-век. мензуральной музыке tempus — длительность brevis, к-рая могла быть равной 3 или 2 semibrevis. В 1-м случае "Т." назывался совершенным (perfectum), во 2-м — несовершенным (im-perfectum). Эти "Т." сходны с более поздними понятиями нечётного и чётного тактовых размеров; отсюда англ. термин time, обозначающий размер, и применение мензурального знака С, указывающего на несовершенный "Т.", для обозначения наиболее обычного чётного размера. В сменившей мензуральную ритмику тактовой системе Т. (итал. tempo, франц. temps) — первоначально осн. тактовая доля, чаще всего четверть (semiminima) или половинная (minima); 2-дольный такт по-французски наз. mesure а 2 temps — "такт в 2 темпа". Т. понимался, т. о., как длительность, величина к-рой определяет скорость движения (итал. movimento, франц. mouvement). Перенесённое в др. языки (в первую очередь, немецкий), итал. слово tempo стало означать именно movimento, и это же значение получило рус. слово "Т.". Новое значение (к-рое относится к старому, как понятие частоты в акустике к понятию величины периода) не меняет смысла таких выражений, как L'istesso tempo ("тот же Т."), Tempo I ("возвращение к начальному T."), Tempo precedente ("возвращение к предшествующему Т."), Tempo di Menuetto и др. Во всех этих случаях вместо tempo можно поставить movimento. Но для указания вдвое более быстрого Т. необходимо обозначение doppio movimento, т. к. doppio tempo означало бы вдвое большую длительность тактовой доли и, следовательно, вдвое более медленный Т.

Изменение значения термина "Т." отражает новое отношение к времени в музыке, характерное для тактовой ритмики, сменившей на рубеже 16-17 вв. мензуральную: представления о длительности уступают место представлениям о скорости. Длительности и их соотношения теряют определённость и подвергаются изменениям, обусловленным выразительностью. Уже К. Монтеверди отличал от механически ровного "Т. руки" ("... tempo de la mano") "T. аффекта души" ("tempo del affetto del animo"); требующая такого Т. часть была издана в виде партитуры, в отличие от др. частей, напечатанных по традиции отд. голосами (8-я книга мадригалов, 1638), т. о., явно выступает связь "выразительного" Т. с новым вертикально-аккордовым мышлением. О выразит. отклонениях от ровного Т. пишут многие авторы этой эпохи (Дж. Фрескобальди, М. Преториус и др.); см. Tempo rubato. T. без таких отклонений в тактовой ритмике не норма, а особый случай, нередко требующий спец. указаний ("ben misurato", "streng im ZeitmaЯ" и др.; уже Ф. Куперен в нач. 18 в. пользуется указанием "mesurй"). Математич. точность не предполагается даже при указании "a tempo" (ср. "в характере речитатива, но in tempo" в 9-й симфонии Бетховена; "a tempo, ma libero" — "Ночи в садах Испании" М. де Фалья). "Нормальным" следует признать Т., допускающий отклонения от теоретич. длительности нот в пределах нек-рых зон (H. A. Гарбузов; см. Зона); однако чем эмоциональнее музыка, тем легче нарушаются эти пределы. В романтич. стиле исполнения, как показывают измерения, затактная Темп может превзойти по длительности следующую за ней Темп. Рис. 1 (такие парадоксальные соотношения отмечены, в частности, в исполнении А. Н. Скрябиным собств. произв.), хотя указаний на изменения Т. в нотах нет, и слушатели обычно их не замечают. От этих незамечаемых отклонений указанные автором отличаются не по величине, а по психологич. смыслу: они не вытекают из музыки, а предписываются ей.

Как указанные в нотах, так и не указанные в них нарушения равномерности лишают темповую единицу ("счётное время", нем. Zдhlzeit, tempo в первонач. значении) постоянной величины и позволяют говорить лишь об её средней величине. В соответствии с этим метрономич. обозначения, на первый взгляд определяющие длительность нот, в действительности указывают их частоту: бульшее число (Темп = 100 по сравнению с Темп = 80) указывает меньшую длительность. В метрономич. обозначении существенно число ударов в единицу времени, а не равенство промежутков между ними. Обращающиеся к метроному композиторы часто отмечают, что они не требуют механич. равномерности метронома. Л. Бетховен к первому своему метрономич. указанию (песня "Север или юг") сделал примечание: "Это относится лишь к первым тактам, ибо чувство имеет свой собственный такт, который не может быть вполне выражен этим обозначением".

"Т. аффекта" (или "Т. чувства") уничтожил свойственную мензуральной системе определ. длительность нот (integer valor, к-рая могла быть изменена пропорциями). Это вызвало потребность в словесных обозначениях Т. Вначале они относились не столько к скорости, сколько к характеру музыки, "аффекту", и были довольно редкими (т. к. характер музыки мог быть понят и без спец. указаний). В сер. 18 в. устанавливаются определ. соотношения между словесными обозначениями и скоростью, измеряемой (как и в мензуральной музыке) нормальным пульсом (ок. 80 ударов в минуту). Указания И. Кванца и др. теоретиков могут быть переведены на метрономич. обозначения след. образом:

Темп. Рис. 2

Промежуточное положение занимают allegro и andante:

Темп. Рис. 3

К нач. 19 в. эти соотношения названий Т. и скорости движения перестали выдерживаться. Возникла потребность в более точном определителе скорости, к-рой ответил сконструированный И. Н. Мельцелем метроном (1816). Большое значение метрономич. указаниям (как общему ориентиру в Т.) придавали Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз и др. Эти указания, подобно определениям Кванца, не всегда относятся к осн. темповой единице: в скорых Т. счёт б. ч. идёт более крупными длительностями (Темп. Рис. 1 вместо Темп в С, Темп. Рис. 4вместо Темп. Рис. 1 в Темп. Рис. 5), в медленных — более мелкими (Темп. Рис. 6 и Темп. Рис. 7 вместо Темп в С, Темп вместо Темп. Рис. 1 в Темп. Рис. 5). В классич. музыке Темп. Рис. 5 в медленных Т. означает, что следует считать и дирижировать на 4, а не на 8 (напр., 1-я часть сонаты для фп. ор. 27 No 2 и вступление в 4-й симфонии Бетховена). В послебетховенскую эпоху такое отклонение счёта от осн. метрич. долей представляется излишним, и обозначение Темп. Рис. 5 в этих случаях выходит из употребления (Берлиоз во вступлении "Фантастической симфонии" и Шуман в "Симфонических этюдах" для фп. заменяют первоначальное Темп. Рис. 5 знаком С). Метрономич. указания Бетховена, относящиеся к Темп. Рис. 6 (в т. ч. в таких размерах, как 3/8), всегда определяют не осн. метрич. долю (темповую единицу), а её подразделение (счётную единицу). Позднее понимание таких указаний было утрачено, и нек-рые Т., указанные Бетховеном, стали казаться слишком скорыми (напр., Темп. Рис. 5 = 120 во 2-й части 1-й симфонии, где Т. следует представлять как Темп. = 40).

Соотношения названий Т. со скоростью в 19 в. далеки от однозначности, предполагавшейся Кванцем. При том же названии Т. более тяжёлые метрич. доли (напр., Темп. Рис. 1 по сравнению с Темп) требуют меньшей скорости (но не вдвое; можно считать, что Темп. Рис. 1 = 80 приблизительно соответствует Темп = 120). Словесное обозначение Т. указывает, т. о., не столько на скорость, сколько на "количество движения" — произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтич. музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и др. нотные величины). Характер Т. зависит не только от осн. пульса, но и от внутридолевой пульсации (создающей своего рода "темповые обертоны"), величины такта и др. Метрономич. скорость оказывается лишь одним из множества создающих Т. факторов, значение к-рого тем меньше, чем эмоциональнее музыка. В сер. 19 в. композиторы обращаются к метроному реже, чем в первые годы после изобретения Мельцеля. У Шопена метрономич. указания имеются лишь до ор. 27 (и в изданных посмертно юношеских произв. с ор. 67 и без op.). Вагнер отказался от этих указаний начиная с "Лоэнгрина". Почти не пользуются ими Ф. Лист и И. Брамс. В кон. 19 в., очевидно как реакция на исполнит. произвол, эти указания вновь становятся более частыми. П. И. Чайковский, не пользовавшийся метрономом в ранних произв., тщательно обозначает с его помощью темпы в поздних сочинениях. У ряда композиторов 20 в., преим. неоклассич. направления, метрономич. определения Т. часто преобладают над словесными и иногда полностью их вытесняют (см., напр., "Агон" Стравинского).

Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в кн.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940; Гарбузов Н. A., Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965; его же, О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Xарлап М. Г., Ритмика Бетховена, в кн.: Бетховен, сб. ст., вып. 1, М., 1971; его же, Тактовая система музыкальной ритмики, в кн.: Проблемы музыкального ритма, сб. ст., М., 1978; Дирижёрское исполнительство. Практика, история, эстетика. (Ред.-составитель Л. Гинзбург), М., 1975; Quantz J. J., Versuch einer Anweisung die Flцte traversiere zu spielen, В., 1752, 1789, факсим. переизд., Kassel — Basel, 1953; Berlioz H., Le chef d'orchestre, thйorie de son art, P., 1856 (рус. пер. в кн.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 510-524); Wagnеr В.., Ьber das Dirigieren, Lpz., 1870 (рус. пер. — "РМГ", 1899, No 38, 39, 41-47, 49, 51-52); Weingartner P. F., ьber das Dirigieren, В., 1896 (рус. пер. — Вейнгартнер Ф., О дирижировании, Л., 1927); Weber К. М. v., Metronomische Bezeichnungen zur Oper "Euryanthe" nebst einigen Bemerkungen ьber die Behandlung der ZeitmaЯe, Sдmtliche Schriften, В., 1908, Lpz., 1921; Tetzel E., Rhythmus und Vortrag, В., 1926; Steg1iсh R., Das Tempo als Problem der Mozart-Interpretation, в кн.: Bericht ьber die musikwissenschaftliche Tagung der internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg August 1931, Lpz., 1932; Кolisch H., Tempo und Charakter in Beethoven's Musik, "MQ", 1943, No 4; Вre1et G., Le temps musical, P., 1949; Sachs C., Rhythm and tempo. A study in music history, L., 1953; Вeсk H., Bemerkungen zu Beethovens Tempi, в кн.: Beethoven-Jahrbuch, Jahrg. 1955-1956, Bonn, 1956; Вadura-Skоda E. und P., Mozart-Interpretation, Lpz., 1957 (рус. пер. — Бадура-Шкодa E. и П., Интерпретация Моцарта. Приложение: Л. Баренбойм, Как исполнять Моцарта?, М., 1972); Rothschild F., Musical performance in the times of Mozart and Beethoven, L., 1961; Stadlen P., Beethoven and the metronome I, "ML", 1967, v. 48, No 4; Donington R., A performer's guide to Baroque music, N. Y., 1973; Wolf W., Werden Beethovens Sinfonien richtig interpretiert?, "Musik und Gesellschaft", 1975, No 6.

M. Г. Харлап.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Темп — I (итал. tempo, от лат. tempus — время) 1) степень скорости, быстроты движения, осуществления чего-либо. 2) В физических упражнениях — определённая частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например шагов при ходьбе, беге и т. Большая советская энциклопедия
  2. темп — -а, м. 1. Степень быстроты исполнения музыкального произведения. Увертюра в быстром темпе. Темп арии. □ — Русскую! Андрюша заиграл. — Скорее, это не похоронный марш, — крикнул ему Борейко и, когда темп ускорился, вдруг, свистнув, пустился в пляс. Малый академический словарь
  3. ТЕМП — ТЕМП (от лат. tempus — время) — англ. rate; speed; pace; нем. Tempo. Степень быстроты, интенсивности, движения, изменения или осуществления ч.-л. Социологический словарь
  4. темп — орф. темп, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. темп — Темп/. Морфемно-орфографический словарь
  6. темп — (ит. tеmро < лат. tempus время). Темп речи. Один из элементов интонации, скорость речи, ее быстрота. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. темп — ТЕМП I. Число движений, выполненных за единицу времени. - Т. бега. Число беговых шагов в единицу времени. Один из компонентов, определяющих скорость передвижения. - Т. гребков пловца. Число полных циклов гребкового движения за 1 мин. Словарь спортивных терминов
  8. темп — ТЕМП а, м. temps m. 1. Движение ног в хореографической грамматике. Худяков Ист. танц. 3 192. Обыкновенно говорят: вальс в два и три темпа, но я думаю, что лучше сказать вальс в два и три па. 1848. Целлариус 23. Словарь галлицизмов русского языка
  9. темп — • безумный ~ • бешеный ~ • бурный ~ • высокий ~ • невероятный ~ • невиданный ~ • сумасшедший ~ Словарь русской идиоматики
  10. темп — (итал. tempo от лат. tempos — время) речи см. интонация. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  11. темп — В живом темпе Словарь синонимов Абрамова
  12. темп — Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Tempe < итал. tempo, восходящего к лат. tempus «время». Этимологический словарь Шанского
  13. темп — Степень быстроты выполнения дела, в процессе чего-либо. Большой бухгалтерский словарь
  14. темп — Безумный, бешеный, бойкий, бурный, быстрый, высокий, живой, замедленный, лихорадочный, медленный, мобильный, напряженный, нарастающий, невероятный, невиданный, невысокий, неслыханный, неторопливый, неудержимый, нужный, опережающий, революционный... Словарь эпитетов русского языка
  15. темп — ТЕМП [тэ], -а; м. [итал. tempo от лат. tempus — время] 1. Степень быстроты в исполнении музыкального произведения, а также в движении, в исполнении чего-л., в чтении. Замедленный, бешеный т. Нужный, хороший т. Вальсовый, маршевый т. Т. бега, стрельбы. Толковый словарь Кузнецова
  16. темп — ТЕМП, а, м. 1. Степень быстроты в исполнении музыкального произведения, а также в движениях, в исполнении чего-н., в чтении. Быстрый, медленный т. Потеря темпа в игре. 2. Степень быстроты в осуществлении чего-н., в исполнении какого-н. дела, задания. Толковый словарь Ожегова
  17. темп — ТЕМП м. лат. франц. мера времени, в дробных частях, размер; в музыке: такт, мера; || военное прием ружьем, раз или разы. На-караул делали прежде в три, а теперь в два темпа. Темпистое ружье, ловкое для метанья, приемов. Толковый словарь Даля
  18. темп — Темпа, м. [от латин. tempus – время]. 1. Степень быстроты, с какой исполняется музыкальное произведение (муз.). Быстрые темпы (престо, аллегро). Медленные темпы (ленто, адажио). Большой словарь иностранных слов
  19. ТЕМП — ТЕМП — в музыке — скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Большой энциклопедический словарь
  20. темп — темп м. 1. Степень быстроты исполнения чего-либо (музыкального произведения, произнесения слов в потоке речи, движений, из которых состоит какое-либо спортивное упражнение, и т.п.). 2. Скорость осуществления, протекания или интенсивность развития чего-либо (действия, процесса, явления). Толковый словарь Ефремовой
  21. темп — Род. п. -а, впервые у Петра I; см. Смирнов 289. Через нем. Теmро или непосредственно из ит. tеmро от лат. tempus, род. п. -oris. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. темп — Т’ЕМП [тэмп], темпа, ·муж. (от ·лат. tempus — время). 1. Степень быстроты, с какой исполняется музыкальное произведение (муз.). Быстрые темпы (престо, аллегро). Медленные темпы (ленто, адажио). Ускорить темп. Замедлить темп. Толковый словарь Ушакова
  23. Темп — (tempo) — в музыке определяет скорость движения частей такта, обозначенных в ключе предстоящим знаком. Для означения разных степеней скорости употребляются разные итальянские термины, а для абсолютного определения движения служит метроном (см.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона