Твейтт Е. Н.

(Tveitt) Eйр Нильс (р. 19 X 1908, Берген) — норв. композитор и пианист. Учился у X. Грабнера (композиция) и П. Шенка (муз.-теоретич. предметы) в Лейпцигской консерватории, совершенствовался в Вене и Париже. Концертировал как пианист в Осло, Бергене, Копенгагене, Лейпциге, Берлине, Вене, Париже и Лондоне; дирижировал собств. произведениями. С 1932 живёт в Хардангере (Норвегия). С 1958 гос. стипендиат. С того же года работает муз. консультантом Гос. норв. радио. Т. — активный поборник нар.-нац. направления в совр. норв. музыке; сделал много обработок нар. песен. Широко претворяет ладотональные и структурные особенности норв. муз. фольклора (преим. западных р-нов Норвегии), применяет в произв. нар. инструменты. Осн. область творчества — инстр. музыка (более 250 соч., гл. обр. для оркестра и для фп.), отмеченная яркой жанровой характерностью; высоким мастерством инструментовки отличаются его симф. произв., концерты с оркестром для скрипки и др. инструментов. Наиболее известны 5 сюит для оркестра ("100 народных мелодий Хардангера"), а также 1-й концерт для хардингфеле с оркестром — первое произв. этого жанра для норв. нар. скрипки. В 1937 издал теоретич. труд "Теория тональности параллельной вводнотоновой системы", в к-ром выдвинул концепцию самобытного развития норв. нар. музыки и дал обоснование своего творч. метода.

Сочинения: оперы — Щедрый гном (Dragaredokko; фрагменты, 1940, Берген), Народный напев (Stevleik, не пост.), Запад — Юг — Восток — Север (Vest — Sud — Aust — Nord, не пост.), Йеппе с горы (Jeppe pе berget, по комедии Л. Хольберга, 1968, Осло); балеты — Грёзы Бальдура (Baldurs draumar, 1935, Берлин), Биргингу (1939, Осло); для орк. — 3 симфонии (1-я, 1958, другие без дат), цикл из 5 сюит — 100 народных мелодий Хардангера (Hundrad folketonar frе Hardanger, 1955-63; 50 номеров — также в обр. для фп.), 2 сюиты для школьного орк. (1964); концерты с орк. — 6 для фп. (1930, 1933, 1947, 1947, 1954, 1966), для 2 фп. (1937), для скр. (1939), 2 для хардингфеле (1956, 1957), 2 для арфы; камерно-инстр. ансамбли — вариации для 2 кларнетов (1937), концерт для струн. квартета (1933), 2 струн. квартета (1935), 3 струн. секстета (1934-35); для фп. — 12 двухгол. инвенций в лидийском, фригийском и дорийском ладах (Tvorшystes Fyristudier, 1932), сонаты (ок. 50) и др. пьесы, в т. ч. программные; ок. 100 романсов и песен для голоса с фп.; обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Tonalitдtstheorie des parallelen Leittonsystems, Oslo, 1937.

Литература: Lange К., Шstvedt A., Norwegian music, L., (1958) (рус. пер. — Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, M., 1967); Lange К., Norwegian music, Oslo, 1971.

О. E. Левашёва.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me