Сухонь Э.

(Suchon) Эуген (р. 25 IX 1908, Пезинок, близ Братиславы) — слов. композитор. Нар. арт. ЧССР (1959). Учился в Муз.-драм. академии, с 1927 — в Братиславской консерватории по классу композиции Ф. Кафенды. Совершенствовался у В. Новака в Школе мастерства при Пражской консерватории. С 1933 преподаёт теорию музыки и композицию в консерватории, в 1948-59 — на педагогич. ф-те Слов. ун-та (с 1955 — Высшая педагогич. школа) в Братиславе. Для творчества С., одного из основоположников проф. слов. музыки, характерны актуальность тематики, нац. своеобразие, связанное с использованием слов. нар. песенности и др. фольклорных муз. традиций. В его сочинениях кон. 20 — нач. 30-х гг., созданных в духе поздних романтиков, преобладают субъективные лирич. образы. Для зрелого периода творчества С. характерны стремление к философскому осмыслению явлений, расширение образно-эмоциональной сферы. Композитор прибегает к использованию новой техники композиции, в т. ч. модальной гармонии, элементов додекафонии, приёмов фактурного тематизма, более опосредованному претворению фольклора. В первой слов. нац. опере "Водоворот" ("Крутнява", 1949; нар.-бытовая психологич. драма из крест. жизни) проявляются характерные для поздних соч. С. драматизм и эпич. широта, обострённый психологизм и лирико-философская углублённость. Опера отличается напряжённостью и динамичностью действия, контрастностью образов, сквозным симф. развитием, гибкостью вок. декламации, претворившей черты песенности и выразительных речевых интонаций. В историко-эпич. драме "Святоплук" (пост. 1960; посв. драм. событиям Великоморавского княжества кон. 9 в.) проявляется мастерство в психологич. характеристиках, построении массовых сцен, сочетании вок. и симф. пластов (обе оперы ставились во мн. европ. странах, в т. ч. в СССР; "Крутнява" — в Москве, Тбилиси; "Святоплук" — в Саратове). Хор. сочинения, связанные с образами природы ("Псалом земли Подкарпатской", "О горах") и отличающиеся нар.-жанровым характером тематизма, близки фольклорным традициям; мн. хоры патриотич. содержания посв. судьбе слов. народа. Среди инстр. произв. выделяются виртуозные конц. "Фантазия и бурлеска" для скрипки с оркестром, симф. сюита "Метаморфозы" (посв. теме становления личности художника). Сочинения 60 — нач. 70-х гг. свидетельствуют о многообразии творч. интересов (хор. цикл "О человеке", "Мрачная поэма", 6 пьес для струн. квартета, конц. мелодрама "Созерцания", симф. фантазия на тему BACH для органа, струн. оркестра и ударных. Гос. пр. ЧССР (1951, 1954, 1960).

Сочинения: оперы — Водоворот (Крутнява — Krъtnava, 1949, Братислава; Гос. пр. ЧССР, 1951), Святоплук (1960, Братислава; Гос. пр. ЧССР, 1960); кантата Псалом земли Подкарпатской (Zalm zeme Podkarpatskej, 1938); для орк. — увертюра к драме И. Стодола "Король Святоплук" (Кrбl' Svдtopluk, 1936), симф. картина Прорыв (Prorбzeni, 1976), Сельская симфониетта (Symfonietta rustica, 1957), сюиты Балладная (Baladickб suita, 1936; также для фп., 1935) и Метаморфозы (Metamorfуzy, 1953; Гос. пр. ЧССР, 1954); для струн. орк. — Серенада (1932), 6 пьес (Sest' skladieb pre slбcikovй nastroje, 1955-63); симф. фантазия на тему BACH для органа, струн. орк. и ударных (1972); для инструмента с орк. — Рапсодическая сюита для фп. (1965), Фантазия и бурлеска для скр. (1933-1948); камерно-инстр. ансамбли — соната (1930), сонатина (1937) и Мрачная поэма (Poиme macabre, 1963) для скр. и фп., струн. квартет (1931), фп. квартет (1933), Серенада для квинтета духовых (также перелож. для струн. орк., 1933); для фп. — Маленькая сюита с пассакальей (1931), Картинки Словакии (Obrбzky zo Slovenska, 1957), Калейдоскоп (Kaleidoskop, 1968, перелож. для орк., 1971), Созерцания (Kontemplбcie, с чтецом; также с орк., 1964); цикл Ночь и одиночество (Nox et solitudo, 1932) для голоса с фп.; хоры — О горах (О horбch; a cappella, 1942), О человеке (О cloveku, 1962), Терховские песни (Terchovskй spevy, с орк., 1952), цикл К звёздам (Ad astra, с камерным орк., 1961); песни; обр. слов., хорв. нар. песен для голоса с фп.; музыка для драм. т-ра и кино (в т. ч. к фильму "Бой закончится завтра").

Литературные сочинения: Об актуальных проблемах музыки XX в., "СМ", 1975, No 1.

Литература: Мартынов И., Музыка нового мира, М., 1955, с. 175-79; его же, "Святоплук" Э. Сухоня, "СМ", 1961, No 12; его же, Очерки о зарубежной музыке первой половины 20 века, М., 1970, с. 268-70; Заварский Э., Творчество Эугена Сухоня, "СМ", 1958, No 10; Александрова В., "Крутнява" Э. Сухоня, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Вайда И., Народный художник, "СМ", 1965, No 5; Rажева В., Главная тема — народ, "СМ", 1969, No 4; Pолякова Л., Пражская опера сегодня, "СМ", 1971, No 6; Киселёв В., Фортепианная музыка Сухоня, "МЖ", 1971, No 7; Zаvаrskэ Е., Eugen Suchon, Brat., 1955; Kresбnek J., Nбrodnэ umelec Eugen Suchon, Brat., 1961.

H. A. Гаврилова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me