Строй

В музыке.

1) Система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Существует в виде инвариантных слуховых представлений о высоте каждой из ступеней звукоряда; эти представления лежат в основе всей муз. практики (т. е. сочинения, исполнения и восприятия музыки) и обычно фиксируются нотными и др. знаками. Формы проявления С. в музыке обусловлены нац. своеобразием муз. культуры, особенностями развития ладогармонич. системы, сложившимися требованиями к муз. слуху. На формирование муз. С. значит. влияние оказали акустич. свойства муз. звука (напр., феномен натурального звукоряда); муз. С. отражает наиболее типичные для господствующей ладовой системы звуковысотные связи, хотя и не включает в себя функциональные ладовые, гармонич. отношения между звуками. На определённом этапе развития муз. культуры С. может стать основой для возникновения новых ладовых систем. Известны 5-ступенные и 7-ступенные (в пределах октавы) темперированные С. в Индонезии, 17- и 24-ступенные системы в музыке народов арабских стран, 22-ступенный С. в Индии и др. В Европе в период развития одноголосия применение получил 7-ступенный (позднее 12-ступенный) пифагоров строй. В процессе развития хор. многоголосия возникла необходимость в чистом С., к-рый был предложен муз. теоретиками 16 в. (Л. Фольяни, Дж. Царлино — Италия). Дальнейшее развитие ладотональной системы — увеличение числа используемых тональностей, появление сложных аккордов, модуляций — привело к неравномерным темперациям (16 в.), а затем — к 12-ступенной равномерной темперации, осуществившей энгармонич. равенство звуков (см. Энгармонизм) и повсеместно утвердившейся в 18 в. С. в музыке можно выразить рядом чисел (напр., последовательностью простых дробей); такой математич. ряд показывает соотношение частот звуков — во сколько раз частота верхнего звука в интервале больше частоты нижнего или как настроены источники звука, образующие при колебании тот или иной интервал: полутон, целый тон, полтора тона и т. д. Напр., в чистом С. это будут соответственно следующие числа: 16/15, 9/8, 6/5, в 12-ступенном равномерно- темперированном — 21/12, 22/12, 23/12 (или 1,0595; 1,1225; 1,1892). С. может быть выражен последовательностью частот, соответствующих каждой ступени звукоряда в данном С. Напр., в чистом С. от а1 = 440 герц звук b1 будет равен 469,28 герц, h1 — 495, с2 — 528, в 12-ступенной темперации эти же звуки будут иметь другие значения: 440; 466, 16; 493, 88; 523, 25 герц. Математич. С. в музыке используется при изготовлении муз. инструментов (определении длины трубки или кроны духовых инструментов, места сверления отверстий на них, установки ладов на грифе струнных щипковых инструментов и т. п.), при их настройке, для контроля за точностью исполнения в ансамбле (хоровом или инструментальном), в процессе воспитания слуха. Т. о., математич. С. отражает важную тенденцию к стабилизации, точной фиксации высоты звуков и тем самым превращается в выражение нормы этих отношений. Точный С. может быть воплощён лишь на инструментах с фиксированной высотой звуков (орган, фортепиано, электромуз. инструменты и т. п.). В пении, при игре на нек-рых инструментах (скрипка, флейта, труба и т. п.), как показали исследования Н. А. Гарбузова, складывается т. н. зонный С. (см. Зона), к-рый отвечает другой тенденции — стремлению исполнителей в художеств. целях постоянно варьировать каждую из ступеней звукоряда, т. е. при помощи звуковысотных интонационных оттенков (в соответствии с характером развития в муз. произв.) усиливать или ослаблять ладовые тяготения, создавать особый колорит звучания. В математически вычисленных С. каждая из ступеней звукоряда не может варьироваться, т. е. представлена только одним значением высоты (частоты). Это обстоятельство постоянно порождает попытки создания новых, более совершенных муз. С. В 19 в. появились 40-ступенная система П. Томпсона, 32-ступенная Г. Гельмгольца, 36-ступенная Г. Аппуна и X. Энгеля, 53-ступенная Р. П. Бозанкета и С. Танаки и др. В СССР предлагались 17- и 29-ступенные темперации А. С. Оголевца, 22-ступенная система П. П. Барановского и Е. Е. Юцевича, 72-ступенная система Е. А. Мурзина, 84-ступенная система Д. К. Гузенко и др. Наилучшей из них является 53-ступенная темперация, позволяющая точно воспроизводить в разл. тональностях интервалы чистого, пифагорова и равномерно-темперированного С.

2) Частота (высота) настройки эталонного тона звукоряда. В СССР в соответствии с ОСТ-7710 для а1 установлено 440 герц.

3) Термин "С." по отношению к муз. инструментам означает особенности их настройки или конструкции (квинтовый С. скрипки, квартовый — домры, хроматический — баяна, натуральный — валторны и т. п.) или соотношение между реальным звучанием инструмента и нотной записью для него (труба in В, валторна in F, кларнет in A и т. п.).

4) Хоровой С., т. е. согласованность между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования; важнейшая характеристика хор. звучания. Различают мелодич. и гармонич. хоровой С. При исполнении мелодии наблюдается тенденция к обострённым интонациям пифагорова С.; при исполнении отд. аккордов — к более мягким интонациям чистого С.; в целом для звучания хора характерен зонный С. В 19 — нач. 20 вв. понятие "хоровой С." означало норму настройки хора (в практике пения a cappella), существовавшую до утверждения единого эталона высоты; ранее хоровой С. по сравнению с инстр. музыкой был несколько заниженным.

5) С., или тон, — то же, что тональность, лад, ла-дотональность, наклонение (устар.); напр., "близкие тональности гармонического С." (И. И. Дубовский).

Литература: Чесноков П. Г., Хор и управление им, М.-Л., 1940, М., 1961; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Музыкальная акустика, М., 1954; Барановский П. П., Юцевич E. E., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; Pигров К. К., Руководство хором, М., 1964; Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966; Paгс Ю. H., О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии, М., 1971 (автореферат дисс.); Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwickelung, Dorpat — Lpz., 1866; Hostinskэ O., Die Lehre von den musikalischen Klдngen, Praha, 1879; Tanaka Sh., Studien im Gebiete der reinen Stimmung, "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", 1890, VI; Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, B., 1921 (рус. пер. — Rиман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Abraham О., Hоrnbostel E. von, Phonographierte indische Melodien, "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft", I, 1922; Hбba A., Die Theorie fьr Vierteltцne, Grundlagen der Tondifferenzierung, в кн.: Von neuer Musik, Kцln, 1925; Handschin J., Reine Harmonie und temperierte Tonleitern, "Schweizerisches Jahrbuch fьr Musikwissenschaft", II, 1927; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, I, Mainz, 1937, 1940.

Ю. H. Рагс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Строй — I музыкальный, математическое выражение определённой системы звуковысотных отношений. Тот или иной С. характеризует звукоряд в виде совокупности чисел (целых или дробей)... Большая советская энциклопедия
  2. строй — строя, предл. о строе, в строе и в строю, мн. строи, -ев и строи, -ёв, м. 1. (о строе, в строю; строи). Ряд солдат, шеренга, а также воинская часть, построенная рядами. Встать в строй. □ Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Малый академический словарь
  3. строй — орф. строй1, -я, предл. в строе, мн. строи, -оев (система, устройство) строй2, -я, предл. в строю, мн. строи, -оёв (шеренга) Орфографический словарь Лопатина
  4. строй — 1. строй/¹ (система). 2. строй/² (шеренга). Морфемно-орфографический словарь
  5. строй — • строительство • строительный, -ая, -ое Сокращения, применяемые в СССР
  6. строй — СТРОЙ Заранее оговоренное расположение людей для их совместных действий. - двухшереножный строй. Строй, в котором стоящие в одной шеренге располагаются в затылок стоящим в другой шеренге на дистанции одного шага (вытянутой руки). - разомкнутый строй. Словарь спортивных терминов
  7. строй — Строение, склад, складка, уклад, конструкция, структура, организация, режим Семейный уклад Государственный строй ср. !! ряд см. >> ряд, устройство Выбыть из строя Словарь синонимов Абрамова
  8. строй — сущ., м., употр. часто (нет) чего? строя, чему? строю, (вижу) что? строй, чем? строем, о чём? о строе и в строю; мн. что? строй, (нет) чего? строев, чему? строям, (вижу) что? строй, чем? строями, о чём? о строях порядок построения людей... Толковый словарь Дмитриева
  9. Строй — Стропила. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  10. строй — СТРОЙ строя, о строе, в строе и в строю; мн. строи, -ев и строи, -ёв; м. 1. о строе, в строю; строи. Ряд солдат, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Встать в с. Расхаживать перед строем. Выйти из строя. Идти, двигаться строем, в строю. Толковый словарь Кузнецова
  11. строй — 1. СТРОЙ1, я, о строе, в строе, мн. и, ёв, м. 1. Система государственного или общественного устройства. Социальный с. Демократический с. Первобытнообщинный с. Феодальный с. Капиталистический с. 2. Система чего-н. Толковый словарь Ожегова
  12. строй — СТРОЙ, строя, о строе и в строю, мн. строй, ·муж. 1. (строи). Ряд предметов, расположенных в одну линию (·устар., ·обл. ). Деревенская улица в два строя. 2. (строи). Ряд, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Толковый словарь Ушакова
  13. строй — СТРОЙ м. ряд, порядок, расположенье, постановка сподряд, в черту, или иным условным образом. Дома строем стоять, по строю, в строю, а два строя делают улицу. Военный, строй, фронт; стоять в строю, перед строем, за строем. Толковый словарь Даля
  14. СТРОЙ — СТРОЙ — в военном деле — установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий. Строй бывает одношереножным и двухшереножным, используется также колонна и линия колонн. Большой энциклопедический словарь
  15. строй — I I, род. п. стро́я, укр. стрiй, род. п. стро́ю "костюм, одежда", др.-русск. строи, ст.-слав. строи οἰκονομία (Супр.), болг. строй, словен. strȏj "машина, сооружение", чеш. stroj "машина", слвц. stroj, польск. strój, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. строй — строй I м. 1. Шеренга, ряд. 2. Воинская часть, построенная согласно уставу. 3. Порядок, определенное расположение рядов, шеренг, воинских единиц. 4. Состав воинских частей, предназначенных для ведения боевых действий. 5. перен. Толковый словарь Ефремовой