Синкопа

(от греч. sygkopn — усечение) — перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую. Типичный случай — продление звука со слабого времени на сильное или относительно сильное время:

Синкопа

и т.п. Термин "С", введённый в эпоху ars nova, заимствован из грамматики, где он означает выпадение неударного слога или гласного звука внутри слова. В музыке обозначает не только выпадение неударного момента и преждевременное наступление акцента, но и любые сдвиги ударения. С. могут быть как "предваряющими", так и "запаздывающими" (см.: Браудо И. A., Артикуляция, с. 78-91), хотя это разграничение не может быть проведено с полной определённостью.

В полифонии строгого стиля С., обычно образуемые задержаниями, являются по существу запаздывающими:

Синкопа. Рис. 1

В полифонии более позднего времени, где диссонансы применяются свободно, приготовления, связанные с диссонирующим звуком лигой, приобретают характер предваряющих С. Во мн. случаях направление сдвига не может быть установлено: таковы, напр., ударения между метрич. опорами, создающие непрерывность движения, как в начале allegro 1-й части симфонии Моцарта D-dur (К.-V. 504). Осн. признак С. — отклонение реальной акцентуации от нормативной, предписанной тактовым метром, создающее ритмич. "диссонансы", к-рые разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций:

Синкопа. Рис. 2

Л. Бетховен. 4-я симфония, 1-я часть.

К ритмич. диссонансам, требующим разрешения, принадлежит т.н. гемиола.

Отступление от нормальной акцентуации дало основание теоретикам 17 в. отнести С. (syncopatio) к муз.-риторич. фигурам, т. е. к отклонениям от обычного способа выражения (как определяла фигуры антич. риторика).

По тем же причинам понятие С. позднее было распространено на все виды неметрич. акцентов, в т.ч. на случаи, когда за акцентом на слабой доле следует на сильной доле не продление звука, а пауза (Синкопа. Рис. 3), а также на временные акценты на метрически слабой доле, когда на неё приходится бульшая нотная длительность, чем на предшествующую сильную (см. Ломбардский ритм).

К последнему типу относятся мн. фольклорные ритмы; они сходны с антич. ямбом или ср.-век. 2-м модусом, к-рые в условиях тактовой ритмики воспринимаются как С., однако по своей природе принадлежат к более ранней ритмич. системе, где длительность не является средством акцентуации и где распределение акцентов не регулируется тактом (см. Метр).

Т. о., в указанных случаях нет характерного для С. конфликта между реальной и метрич. акцентуацией. Конфликт между метром и акцентуацией в одних случаях активизирует метрич. опоры (даже если они не реализованы в звучании), создавая внутр. толчки, подчёркивающие точный темп, в других — затушёвывает метрич. опоры и создаёт своего рода tempo rubato ("скрадываемый темп").

С. 1-го рода характерны для скорых темпов, особенно в классич. музыке (где доминирует "ритмич. энергия"), а также для танц. и джазовой музыки 20 в.; здесь преобладают С. предваряющего типа (напр., начало фп. сонаты ор. 31 No 1, G-dur и кода из увертюры "Леонора No 3" Бетховена, С. во мн. произв. Р. Шумана).

Реже активизация метра и темпа достигается запаздывающими С. (напр., увертюра "Кориолан" Бетховена, гл. партия увертюры П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта"). В романтич. музыке часто встречаются С. противоположного, "рубатного" характера. Ритмич. диссонансы при этом иногда остаются без разрешения (напр., в окончании пьесы Листа "Bйnйdiction de Dieu dans la solitude" для фп.):

Синкопа. Рис. 4

P. Лист. Bйnйdiction de Dieu dans la solitude, пьеса для фп.

В произв. романтиков широкое распространение получают запаздывающие С. Типичным приёмом является запаздывание мелодии, сходное с suspension в орнаментике муз. стиля барокко (, исполняется ) и представляющее собой выписанное rubato, как оно понималось в 17-18 вв.:

Синкопа. Рис. 5

Ф. Шопен. Фантазия f-moll для фп.

См. также далее.

Предваряющие С. у романтиков и особенно у А. Н. Скрябина, заостряя ритмич. диссонансы, не подчёркивают метрич. пульсацию.

Синкопа. Рис. 6

P. Шопен. Ноктюрн c-moll для фп.

Литература: Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1965; Mазель Л. А.,Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967, с. 191-220.

М. Г. Харлап.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Синкопа — (греч. synkope, буквально — обрубание, сокращение) 1) в музыке — смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую. Большая советская энциклопедия
  2. синкопа — -ы, ж. 1. муз. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую. 2. лингв. Исчезновение звука (звуков) в середине слова. [От греч. συγκοπή — сокращение] Малый академический словарь
  3. синкопа — Синко́п/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. синкопа — орф. синкопа, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. синкопа — СИНКОПА В танце — несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим акцентом в музыке. Бывают внутритактовая и межтактовая. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  6. синкопа — СИНКОПА ы, ж. syncope f., англ. syncope < synkope сокращение. 1. В музыке — смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. синкопа — (греч. synkope — сокращение). Выпадение звука или группы звуков внутри слова. Только (из древнерус. толико). Спирт (из лат. spiritus). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  8. Синкопа — Звук Смещение акцента с сильной доли на слабую. Словарь компьютерных терминов
  9. синкопа — СИНКОПА -ы; ж. [греч. synkopē — сокращение, пропуск] 1. Муз. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую, нарушающее плавность ритма и создающее ощущение остроты, взволнованности. Правило синкоп. Толковый словарь Кузнецова
  10. синкопа — СИНК’ОПА, синкопы, ·жен. (·греч. synkope — сокращение). 1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.). 2. Исчезновение звука в середине слова (линг.). Толковый словарь Ушакова
  11. синкопа — Синкопы, ж. [греч. synkope – сокращение]. 1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.). 2. Исчезновение звука в середине слова (лингв.). Большой словарь иностранных слов
  12. СИНКОПА — СИНКОПА (греч. synkope, букв. — обрубание, сокращение) ,1) в музыке — смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую. 2) В стихе — переакцентуация. Большой энциклопедический словарь
  13. синкопа — синкопа I ж. Смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую (в музыке). II ж. Выпадение одного или нескольких звуков в середине слова (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
  14. Синкопа — в музыке — перенесение ударения с акцентированной ноты на неакцентированную. С. происходит оттого, что ноту, поставленную на слабом времени, соединяют лигой с той же нотой, стоящей на сильном времени. Иногда... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона