Сешнс Х.

(Sessions) Роджер Хантингтон (р. 28 XII 1896, Бруклин, Нью-Йорк) — амер. композитор и педагог. Муз. образование получил в Гарвардском ун-те (1911-15) и Йельской школе музыки (1916-1917), в к-рой изучал композицию у X. Паркера. В 1917-21 преподавал в колледжах Нортхемптона (Массачусетс). Совершенствовался в Кливлендском ин-те музыки в Нью-Йорке у Э. Блоха, оказавшего решающее влияние на раннее творчество С., был ассистентом Блоха в этом ин-те (1921-25), позднее руководил ин-том. В 1925-33 (с перерывами) работал во Флоренции, Риме (получил амер. Рим. премию), Берлине. В 1928 совм. с А. Коплендом для исполнения совр. амер. музыки организовал "Копленд — Сешнс-консертс", к-рыми руководил до 1931. В 1933-35 преподавал композицию в Бостонском муз. колледже, в 1935-37 — в муз. школах и ун-тах Нью-Йорка, одноврем. (с 1935) — в Принстонском ун-те (в 1953-65 профессор), в 1945-62 и 1966-67 — в Калифорнийском ун-те, в 1966-69 — в Гарвардском ун-те. Эпизодически читает курсы лекций во мн. ун-тах и консерваториях США и в странах Европы. С. — один из активных чл. Междунар. об-ва совр. музыки и Лиги композиторов. Творч. эволюция С. — от соч. в духе романтиков до произв. в стиле поздних соч. И. Ф. Стравинского; в совр. творчестве С. интеллектуальная углублённость сочетается с богатой экспрессивностью, музыка основана на напряжённом контрапунктич. движении. Автор учебников по гармонии, исследований по эстетике и теории музыки.

Сочинения: оперы — Осуждение Лукулла (The trial of Lucullus, по Б. Брехту, 1 д., 1947), Монтесума (1947-63; 1964, Берлин); кантата Когда цвела сирень в последний раз в Дорьярде (When lilacs last in the Dooryard bloom'd, 1970); для opк. — 8 симфоний (1927, 1946, за 2-ю С. получил ряд премий; 1957, 1958, 1964, 1966, 1967, 1968), 3 погребальные песни (1938), дивертисмент (1959); концерты с орк. — для фп. (1956) и для скр. (1935); камерно-инстр. ансамбли — дуэт для скр. и фп. (1942), 2 струн. квартета (1936, 1950), струн. квинтет (1957); Идиллия Феокрита (Idyll of Theocritus, для голоса с орк., 1954); для фп. — 3 сонаты (1930, 1946, 1965); соната для скр. соло (1953); для влч. соло — соната (1953), 6 пьес (1966); 4 хоральные прелюдии для органа; культовая музыка — месса, хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра — Чёрные маски (The black masks, по Л. Андрееву, 1923; орк. сюита из этой музыки, 1928), Турандот (1925).

Литературные сочинения: The musical experience of composer, performer, listener, Princeton, 1950; Harmonic practice, N. Y., (1951); Reflections on the music life in the United States, N. Y., (1956); Questions about music, Camb., 1970.

Литература: Шнеерсон Г., Портреты американских композиторов, М., 1977; Brunswick M., Roger Sessions, "Modern music", 1933, v. 10, p. 182-87; Schubart M. A., Roger Sessions, "MQ", 1946, v. 32, No 2, p. 196-214; Chase G., America's music, N. Y., (1955); Copland A., The new music. 1900-1960, N. Y., (1968); Ewen D., Composers since 1900, N. Y., 1969, p. 519-22.

С. Ю. Сигида.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me