Серенада

(франц. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер; нем. Serenade, Stдndchen).

1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. была широко распространена в быту юж. романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной; певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. оперы Моцарта, серенада графа из оперы "Севильский цирюльник" Россини и др.), вместе со своей разновидностью — песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. музыки. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Stдndchen") на текст Л. Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни" — см. Альборада), С. на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" — "An Sylvia"). В последующее время С. для голоса и фп. создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), А. С. Даргомыжский ("Ночной зефир"), П. И. Чайковский ("Серенада Дон Жуана") и др. композиторы.

2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. Образцами С. могут служить No 36 из "Песен без слов" для фп. Мендельсона-Бартольди, С. из "Думок" для фп. трио Дворжака, С. для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок. С. имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример — С. Andante cantabile из струн. квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. инструментов — мандолины, лютни, гитары.

3) Циклич. ансамблевое инстр. произв., родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. создавались в честь к.-л. особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе; в инстр. составе главенствующее положение занимали дух. инструменты. С. часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. утратила прикладное значение. Характерные черты С. — большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в С. присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю С. ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. оркестр).

В числе авторов инстр. циклич. С. — М. Гайдн, Л. и В. А. Моцарт (наиболее известные С. — "Хаффнеровская серенада" — "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная музыка" — "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 — для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 — для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 — для большого оркестра и ор. 16 — для малого), А. Дворжак (ор. 22 — для струн. оркестра, ор. 44 — для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф ("Итальянская серенада" для малого оркестра), Я. Сибелиус (ор. 69 — 2 С. для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 — для струн. оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 — для симф. оркестра) и др.

4) Сочинение для пения с инстр., б. ч. орк. сопровождением, создававшееся в 17-18 вв. в странах Зап. Европы в честь к.-л. придв. торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. обычно привлекались аллегорич. тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы "Золотое яблоко" — "Il pomo d'oro" Чести), с другой — с торжеств. кантатами. В числе подобных С. — "Ацис и Галатея" ("Acis und Galathea") Генделя (3 редакции), "Свадьба Геракла и Эбы" ("Le nozze d'Ercole e d'Ebe") Глюка. На Западе театрализованная С. обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. других родов.

Литература: Hoffman H., Ьber die Mozartschen Serenaden und Divertimenti, в кн.: Mozart-Jahrbuch, Jahrg. 3, Mьnch., 1929; Hausswald G., Mozarts Serenaden, Lpz., 1951; Hess R., Serenade, Cassation, Notturno und Divertimento bei M. Haydn, Mainz, 1963 (Diss.); Hausswald G., (Введение к изд.): W. A. Mozart, Neue Ausgabe sдmtlicher Werke, Serie 4, Werkgruppe 12, Bd 2-3, Kassel-Bassel — L. — N. Y., 1961-62.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Серенада — (франц. sérénade, от итал. serenata, от sera — вечер) 1) любовная песня, обращенная к женщине; обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от «серены» — «вечерней песни» провансальских трубадуров (См. Трубадуры). Большая советская энциклопедия
  2. серенада — -ы, ж. 1. В средние века в Италии и Испании: песня под аккомпанемент лютни, мандолины, гитары, выражающая чувства к возлюбленной. [Дон Карлос:] Вокруг тебя Еще лет шесть они [поклонники] толпиться будут, Тебя ласкать, лелеять и дарить... Малый академический словарь
  3. серенада — Серена́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. серенада — орф. серенада, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. серенада — СЕРЕНАДА ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века — вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. серенада — см. >> песнь Словарь синонимов Абрамова
  7. серенада — Почетная музыка под окнами чествуемого; любовная — вечерняя или ночная Ср. Вот взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звон. Вот испанка молодая Оперлася на балкон. А.С. Пушкин. Каменный гость. Лаура. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. серенада — Заимств. XVIII в. из франц. яз., где sérénade < итал. serenata, суф. производного от sera «вечер». Серенада буквально — «вечерняя песня». Этимологический словарь Шанского
  9. серенада — СЕРЕНАДА -ы; ж. [итал. serenata] 1. В Италии и Испании в средние века: песня под аккомпанемент лютни, мандолины, гитары в честь возлюбленной, исполняемая под её окнами (обычно как любовный призыв). Ночная с. Петь серенады кому-л. Толковый словарь Кузнецова
  10. серенада — СЕРЕНАДА, ы, ж. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова
  11. серенада — СЕРЕН’АДА, серенады, ·жен. (·итал. serenata, ·букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров — вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. Толковый словарь Ушакова
  12. серенада — Восходит к итальянскому serenata, образованному суффиксальным способом от существительного sera – "ночь"; в буквальном переводе – "ночная песня". Этимологический словарь Крылова
  13. серенада — СЕРЕНАДА исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля
  14. серенада — Серенады, ж. [ит. serenata, букв. вечерняя песня]. 1. В средневековой поэзии трубадуров – вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. Большой словарь иностранных слов
  15. СЕРЕНАДА — СЕРЕНАДА (франц. serеnade, от итал. serenata, от sera — вечер) — песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Большой энциклопедический словарь
  16. серенада — серена́да Через франц. sérénade из ит. serenata от sera "вечер". Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. серенада — серенада ж. 1. Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров). Толковый словарь Ефремовой