Светомузыка

Цветомузыка (англ. — colour music, нем. — Farblichtmusik, франц. — musique des couleur), — термин, применяемый для обозначения разл. рода художеств. и науч.-технич. экспериментов в области синтеза музыки и света. Идея "видения" музыки претерпела значит. развитие, связанное с эволюцией науки об иск-ве. Если самые ранние теории С. исходят из признания внечеловеческой заданности законов трансформации музыки в свет, понимаемой как некий физич. процесс, то в последующих концепциях начинает учитываться и человеческий фактор с обращением к физиологическим, психологическим, а затем уже и к эстетич. аспектам. Первые известные теории (Дж. Арчимбольдо в Италии, А. Кирхер в Германии и прежде всего Л. Б. Кастель во Франции) основаны на стремлении достичь однозначности "перевода" музыки в свет на основе аналогии спектр — октава, предложенной И. Ньютоном под воздействием космология, концепции "музыки сфер" (Пифагор, И. Кеплер). Эти идеи были популярны в 17-19 вв. и культивировались в двух осн. вариантах: "цветомузыка" — сопровождение музыки последовательностью цветов, определяемых однозначным соотношением звукоряд — цветоряд; "музыка цвета" — беззвучная смена цветов, замещающих тоны в музыке согласно той же аналогии. Среди сторонников теории Кастеля (1688-1757) — его современники композиторы Ж. Ф. Рамо, Г. Телеман, А. Э. М. Гретри и учёные позднейшего времени Э. Дарвин, Д. И. Хмельницкий и др. Среди её критиков — такие мыслители, как Д. Дидро, Ж. Д'Аламбер, Ж. Ж. Руссо, Вольтер, Г. Э. Лессинг, художники У. Хогарт, П. Гонзаго, а также И. В. Гёте, Ж. Бюффон, Г. Гельмгольц, к-рые указывали на необоснованность прямого переноса законов музыки (слуха) в область зрения. Критич. анализу идей Кастеля было посвящено в 1742 спец. заседание Российской АН. Уже первые "световые органы" (Б. Бишоп, А. Римингтон), появившиеся после изобретения электрич. источников света, воочию убедили в том, что критики Кастеля правы. Но отсутствие широкой практики светомузыкального синтеза способствовало повторным опытам установления аналогии звукоряд — цветоряд (Ф. И. Юрьев; Д. Келлог в США, К. Лёф в Германии). Эти механистич. концепции являются внеэстетическими по содержанию и натурфилософскими по происхождению. Поиски правил светомуз. синтеза, к-рые обеспечивали бы достижение единства музыки и света, поначалу были сопряжены с пониманием единства (гармонии) только как онтологич. категории. Это и питало веру в обязательность и возможность "перевода музыки в цвет", стремление понимать упомянутые правила как естественнонауч. законы. Запоздалый рецидив кастелианства представляют собой попытки нек-рых учёных и инженеров добиться "перевода" музыки в свет с помощью средств автоматики и кибернетики на основе пусть и более сложных, но также однозначных алгоритмов (напр., эксперименты К. Л. Леонтьева и лаборатории цветомузыки Ленингр. н.-и. ин-та им. А. С. Попова, 60-е годы).

В 20 в. появились первые светомузыкальные композиции, создание к-рых отвечало реальной эстетич. потребности. Прежде всего это замысел "световой симфонии" в "Прометее" А. Н. Скрябина (1910), в партитуре к-рого впервые в мировой муз. практике самим композитором введена спец. строка "Luce" (свет), записанная обычными нотами для инструмента "tastiera per luce" ("световой клавир"). Двухголосная световая партия представляет собой цветовую "визуализацию" тонального плана произведения. Один из голосов, подвижный, следует за изменениями гармоний (трактуемыми композитором как смены тональностей). Другой, малоподвижный, как бы фиксирует опорные тональности и содержит всего семь нот, следующих по целотонной гамме от Fis к Fis, иллюстрирует в цветовой символике философскую программу "Прометея" (развитие "духа" и "материи"). Указания о том, какие цвета соответствуют нотным знакам, в "Luce" отсутствуют. Несмотря на разл. оценки этого опыта, с 1915 "Прометей" неоднократно исполнялся со световым сопровождением.

Среди работ др. известных композиторов — "Счастливая рука" Шёнберга (1913), "Нонет" В. В. Щербачёва (1919), "Чёрный концерт" Стравинского (1946), "Политоп" Я. Ксенакиса (1967), "Поэтория" Щедрина (1968), "Предварительное действо" (по эскизам А. Н. Скрябина, А. П. Немтин, 1972). Все эти художеств. эксперименты, как и "Прометей" Скрябина, были связаны с обращением к цветному слуху, с пониманием единства звука и света, а точнее — слышимого и видимого как субъективно-психологич. феномена. Именно в связи с осознанием гносеологич. природы этого феномена зародилась тенденция добиваться при светомузыкальном синтезе образного единства, для чего оказывается необходимым использование приёмов слухозрительной полифонии (Скрябин в своих замыслах "Предварительного действа" и "Мистерии", Л. Л. Сабанеев, В. В. Кандинский, С. М. Эйзенштейн, Б. М. Галеев, Ю. А. Правдюк и др.); только после этого и стало возможным говорить о светомузыке как иск-ве, хотя самостоятельность его нек-рым исследователям и представляется проблематичной (К. Д. Бальмонт, В. В. Ванслов, Ф. Поппер).

Проводившиеся в 20 в. опыты с "динамической светоживописью" (Г. И. Гидони, В. Д. Баранов-Россинэ, З. Пешанек, Ф. Малина, С. М. Зорин), "абсолютным кино" (Г. Рихтер, О. Фишингер, Н. Макларен), "инструментальной хореографией" (Ф. Бёме, О. Пине, Н. Шеффер) заставили обратить внимание на специфич. особенности использования визуального материала в С., непривычного и зачастую просто недоступного для практич. освоения музыкантами (гл. обр. при усложнении пространственной организации света). С. тесно связана со смежными традиц. иск-вами. В ней наряду со звуком используется свето-красочный материал (связь с живописью), организованный в соответствии с законами муз. логики и муз. формы (связь с музыкой), связанный опосредованно с "интонациями" движения природных объектов и прежде всего человеческого жеста (связь с хореографией). Этот материал может свободно развиваться с привлечением возможностей монтажа, изменения крупности плана, ракурса и т.п. (связь с кино). Различают С. для конц. исполнения, воспроизводимую с помощью муз. и световых инструментов; светомузыкальные фильмы, создаваемые с помощью кинотехники; автоматич. светомузыкальные установки прикладного назначения, принадлежащие к образной системе декоративно-оформит. иск-ва.

Во всех этих областях с нач. 20 в. осуществляются эксперименты. Среди довоенных работ — опыты Л. Л. Сабанеева, Г. М. Римского-Корсакова, Л. С.Термена, П. П. Кондрацкого — в СССР; А. Клейна, Т. Уилфреда, А. Ласло, Ф. Бентама — за рубежом. В 60-70-х гг. 20 в. получили известность светоконцерты конструкторского бюро "Прометей" при Казанском авиац. ин-те, залов светомузыки в Харькове и моск. Музее А. Н. Скрябина, киноконц. залов "Октябрьский" в Ленинграде, "Россия" в Москве — в СССР; амер. "Ансамбля светомузыки" в Нью-Йорке, междунар. фирмы "Philips" и т.д. — за рубежом. Диапазон используемых при этом средств включает новейшие технич. достижения вплоть до лазеров и ЭВМ. Вслед за экспериментальными фильмами "Прометей" и "Вечное движение" (конструкторское бюро "Прометей"), "Музыка и цвет" (Киевская киностудия им. А. П. Довженко), "Космос — Земля — Космос" ("Мосфильм") начинают выпускаться прокатные светомузыкальные фильмы ("Маленький триптих" на музыку Г. В. Свиридова, Казанская киностудия, 1975; фильмы "Горизонтальная линия" Н. Макларена и "Оптическая поэма" О. Фишингера — за рубежом). Элементы С. широко применяются в муз. т-ре, в игровых кинофильмах. Они используются в театрализованных представлениях типа "Звук и Свет", проводимых без участия актёров под открытым небом. Широко развивается серийный выпуск декоративных светомузыкальных установок для оформления интерьеров. "Танцующими" под музыку светомузыкальными фонтанами украшены площади и парки Еревана, Батуми, Кирова, Сочи, Кривого Рога, Днепропетровска, Москвы. Проблеме светомузыкального синтеза посв. спец. науч. симпозиумы. Наиболее представительными явились конгрессы "Farbe-Ton-Forschungen" в Германии (1927 и 1930) и всесоюзные конференции "Свет и музыка" в СССР (1967, 1969, 1975).

Литература: Речи, которые в публичном собрании Императорской Академии наук читаны были апреля 29 дня 1742 года, СПБ, 1744;Бальмонт К. Д., Светозвук в природе и световая симфония Скрябина, М., 1917; Сабанеев Л., Скрябин, М.-Пг., 1923; Rимский-Корсаков Г. М., Расшифровка световой строки скрябинского "Прометея", в сб.: Временник отдела теории и истории музыки гос. института истории искусств, вып. 2, Л., 1926; Гидони Г. И., Искусство света и цвета, Л., 1930; Леонтьев К., Музыка и цвет, М., 1961; его же, Цвет Прометея, М., 1965; Галеев Б., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; его же, Художественные и технические эксперименты СКВ "Прометей", Казань, 1974; его же, Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Конференция "Свет и музыка" (тезисы и аннотации), Казань, 1969; Рaгс Ю., Назайкинский Е., О художественных возможностях синтеза музыки и цвета, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Ванечкина И. Л., О светомузыкальных замыслах А. Н. Скрябина, в сб.: Вопросы истории, теория музыка и музыкального воспитания, Сб. 2, Казань, 1972; её же, Партия "Luce" как ключ к поздней гармонии Скрябина, "СМ", 1977, No 4; Галеев Б. М., Андреев С. A., Принципы конструирования светомузыкальных устройств, М., 1973; Дзюбенко А. Г., Цветомузыка, М., 1973; Искусство светящихся звуков. Сб. ст., Казань, 1973; Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка". (Третья конференция), Казань, 1975; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыка. Очерки, Л., 1977; Castel L.-B., Optique des couleurs..., P., 1740; Schrцder H., Ton und Farbe, В., 1906; Rimington A. W., Colour-music, L., 1912; Lбszlу A., Die Farblichtmusik, Lpz., 1925; Klein А. В., Colourmusic. The art of light, L., 1926; Anschьtz G. (Hrsg.), Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1-3, Lpz.-Hamb., 1927-1936; Gyulai Е., A lбthatу zene, Bdpst, 1965; Ropper F., Naissance de l'art cinйtique, P., 1967; Jones T. D., The art of light and color, N. Y., 1972; Lоef С., Farbe, Musik, Form, Gцtt., 1974.

Б. M. Галеев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. светомузыка — Свет/о/му́зык/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. светомузыка — орф. светомузыка, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. светомузыка — СВЕТОМУЗЫКА, и, ж. То же, что цветомузыка. | прил. светомузыкальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  4. светомузыка — СВЕТОМУЗЫКА -и; ж. Сочетание музыкального произведение со световыми эффектами (о различных видах синтеза музыки и света). Концерт светомузыки. ◁ Светомузыкальный, -ая, -ое. С-ая поэма. Толковый словарь Кузнецова
  5. СВЕТОМУЗЫКА — СВЕТОМУЗЫКА — синтез музыки и визуальных искусств (включая архитектуру). В его основе лежит романтическая идея "сверхпроизведения", в восприятии которого все чувства объединялись бы в эффекте синестезии. Большой энциклопедический словарь
  6. светомузыка — светомузыка ж. Исполнение музыкального произведения в сопровождении динамического цветового освещения; цветомузыка. Толковый словарь Ефремовой