Свелинк Я. П.

(Sweelinck, Swelink) Ян Питерсзон (1562, Девентер — 16 X 1621, Амстердам) — нидерл. композитор и органист. Начальное муз. образование получил под рук. отца, Питера Свибертсзона С. (ум. в 1573), церк. органиста, и Я. В. Лосси, гарлемского гор. флейтиста. По мнению нек-рых историков музыки (М. Зейферт, М. Букофцер), С. занимался у Дж. Царлино в Венеции, др. исследователи (Г. Риз, В. О. Верков) считают это недоказанным. С 1580 С. — органист Старой церкви (Oude Kerk) в Амстердаме (в 1564-73 здесь же служил его отец, в 1591 — 1652 сын — Дирк С).

Свелинк Я. П.

Принимал участие в муз. жизни города в качестве чл. Объединения музыкантов и любителей музыки Амстердама. С. называют "последним великим нидерландцем", он был основоположником крупной орг. школы, воспитал мн. органистов и композиторов Сев. Германии (С. Шейдт, М. Преториус, Г. Шейдеман, М. Шильдт), получив известность за пределами Нидерландов. Развивая традиции нидерландской школы, С. воспринял также достижения современных ему итал. и англ. полифонистов, сочетая в своих соч. характерные черты инстр. форм венецианской школы с фигурационной техникой англ. вёрджинелистов (см. Английская музыка). В орг. произв. С. -ричеркарах, фантазиях, каприччио, токкатах, а также в обработках хоралов, песен и танцев — отразилось его виртуозное, богатое красками исполнит. мастерство (особенно в фантазиях — Хроматической и "в манере эхо"). Ричеркары, фантазии и каприччио нередко сходны по строению; для них характерна слитно-вариационная форма, состоящая из неск. крупных частей, следующих друг за другом с нарастанием ритмич. активности; тема варьируется путём ритмич. изменений, обращений и стреттных вступлений; использование в экспозиции кварто-квинтовых имитаций подготавливало форму фуги. Токкаты написаны в более свободном, импровизац. стиле. Принципы вариационной обработки хоралов С. получили дальнейшее развитие в творчестве нем. учеников С. и были продолжены И. С. Бахом. В вариациях на светские темы нем., франц., англ. и др. композиторов того времени, в т.ч. на темы Дж. Дауленда и П. Филипса, возможно, предназначенных для клавира, особенно сказывается влияние англ. вёрджинелистов, ощутимое и в мелодико-гармонич. развитии, и в отд. технич. приёмах; наряду с имитационно-полифонич. построениями имеются и разделы гомофонно-гармонич. склада. При жизни С. были изданы лишь его вок. соч. — сб. шансон ("Chansons", 1584, для 5 голосов), песни на франц. и итал. стихи ("Rimes franзoises et italiennes", 1612, для 2-4 голосов), "Псалмы Давида" ("Pseaumes de David", на франц. пер. К. Маро и Т. Беза, 1604, для 4-8 голосов; переиздавались в 1613, 1614, 1621). "Священные песнопения" ("Cantiones sacrae", 1619, для 5 голосов) — единств. хор. соч., в к-ром имеется инстр. партия basso continuo; все др. хор. произв. С. написаны в типичном для вок. музыки Возрождения стиле a cappella. С. принадлежит трактат о правилах композиции, осн. на теоретич. положениях Дж. Царлино. Издано собр. соч. С. (10 тт., Лейпциг, 1894-1901), выходит в Амстердаме полное собр. соч. (с 1957, "Opera omnia", тт. 1-10; до 1975 изданы 4 тт.).

Литература: Кузнецов К., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, с. 5-26; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 304-05; Грубер Р., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, 1965, с. 333; Друскин М., Клавирная музыка... XVI-XVIII веков, Л., 1960, с. 133-37; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях..., М., 1965, с. 49; его же, Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972, с. 22-23; Берков В., Хроматическая фантазия Я. Свелинка. Из истории гармонии, М., 1972; Розеншильд К., История зарубежной музыки, вып. 1, М., 1973; Seiffert M., J. P. Sweelinck und seine direkten deutschen Schьler, В., 1891 (Diss.); его жe, Geschichte der Klaviermusik, Bd 1, Lpz., 1899; Sigtenhorst Meyer B. van den, J. P. Sweelinck, en zijn instrumentale muziek, Den Haag, 1934, 1946; его же, De vocale muziek van J. P. Sweelinck, Den Haag, 1948; Bukofzer M., Music in the Baroque era, N. Y., 1947; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954; Tusler R., The organ music of Jan Pieterszoon Sweelinck, (v. 1-2), Bilthoven, 1958; Вreig W., Der Umfang des choralgebundenen Orgelwerks von Jan Pieterszoon Sweelmck, "AfMw", 1960, Jahrg. 17, No 4; Wоuters J., J. P. Sweelinck "Der Orpheus von Amsterdam", "Musica", 1961, Jahrg. 15, No 5/6; A pel W., Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700 Kassel, 1967; Curtis A., Sweelinck's keyoard music, L., 1969; Nоske P. R., Forma formans... instrumentale muziek von J. P. Sweelinck, Amst., 1969.

Т. H. Дубравская.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me