Санторо К.

Сантору (Santoro) Клаудиу (р. 23 XI 1919, Манаус) — браз. композитор, скрипач, дирижёр, муз. деятель. Один из основателей и чл. Браз. муз. академии. В 1937 окончил Нац. школу музыки Браз. ун-та в Рио-де-Жанейро по классу скрипки у Э. Герра, позднее — Парижскую консерваторию по композиции у Н. Буланже и дирижированию у Э. Б иго. С. — видный прогрессивный деятель браз. муз. иск-ва, чл. Комитета мира Бразилии. В ранних соч. опирался на додекафонную систему (Вариации на додекафонную серию — Variazioni su una serie dodecafonica, 1945, и др.), затем обратился к нац. фольклору, к-рый становится мелодич. базой его творчества 40-50-х гг. Музыка этого периода отличается ясной ладовой основой, ярким нац. колоритом; в ней претворены интонац. и ритмич. особенности нар. браз. песен и танцев. Среди лучших соч. С. — программная "Симфония мира" (No 4) с хором в финале (1953, посв. сов. композиторам; исп. в 1953-55 в Рио-де-Жанейро, Праге, Варшаве и Москве под упр. автора), симф. поэма для струн. оркестра "Песнь любви и мира" (исп. в 1952 на фестивале "Пражская весна"; Междунар. пр. мира, 1953). С 1960 С. вновь применяет методы композиции, характерные для авангардистских течений (3 абстракции, 1968). Как дирижёр выступает во мн. странах мира с авторскими концертами, исполняет также соч. браз., зап.-европ. и сов. композиторов. В 1955 впервые гастролировал в СССР. С 1962 профессор Браз. ун-та. С сер. 60-хгг. живёт в ФРГ, профессор Гос. высшей муз. школы Гейдельберга — Мангейма.

Сочинения: Опера для т-ра марионеток; балет — На фабрике (Icamiabas, 1949); оратория — Берлин, 13 августа (Berlin, 13 agosto, 1962), Ода о Сталинграде (для солиста, чтеца хора и орк., 1947); для орк. — 8 симфоний (1940 — для 2 струн. орк.; 1945, 1948, 1953 — Симфония мира; 1955, 1958 1960 — Бразилия, 1963), 3 симф. поэмы, в т.ч. Песнь любви и мира (Canto de Amor е Paz, для струн. орк., 1950), 3 сюиты в т.ч. Бразилиана (1954); концерты с орк. — 3 для фп. (1954, 1959, 1960), 3 для скр. (1943-58), для влч. (1961), конц. музыка для фп. с орк. (1944); камерно-инстр. ансамбли — 5 сонат для скр. а фп. (1940-57), 2 сонаты для влч. и фп. (1942, 1963), струн. трио, 4 трио для деревянных дух. инструментов (1942-47), 7 струн. квартетов (1943-66), Миниатюрные вариации для кларнета, скр., альта и влч. (1945), квинтет для деревянных дух. инструментов (1942), дивертисмент для 7 инструментов (1941); для фп. — 4 сонаты, 24 прелюдии; пьесы для скр. соло; детские пьесы; 70 детских хоров, песни музыка для драм. т-ра и кино.

Литературные сочинения: Музыка Бразилии, "СМ", 1955, No 5; Хачатурян и бразильская аудитория, "Иностранная литература" 1956 No 12; Певец советского народа, в кн.: Дунаевский И. О. Выступления, статьи, письма, воспоминания, М., 1961. с. 207. Лит.: Бабаджанян A., Клаудио Санторо. (Бразильский композитор и дирижёр), "СМ", 1955, No 5; Мартынов И., Музыка нового мира. Очерки музыкальной культуры европейских стран народной демократии, М., 1955, с. 298; его ж е, История зарубежной музыки первой половины XX века. Очерки, М., 1963, с. 294-95, 1970, с. 475-76; Панкратова В., Вступит, статья, в изд.: Санторо К., Симфония No 4, "Симфония мира". Партитура, М., 1958; Эстрела А., Современная бразильская музыка, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки. Сост., общ. ред. и прим. P. Пичугина, М., 1974, с. 136-71, 317; Сorrкa de Azevedo L. H., 150 anos de musica no Brasil, 1800-1950, R. de Jan., 1956.

Л. Б. Римский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me