Самосуд С. А.

Самуил Абрамович (2 (14) V 1884, Тбилиси — 6 XI 1964, Москва) — сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). В 1906 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу виолончели у А. Поливко, затем учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Касальса и в "Схола канторум" (по классам композиции у B. д'Энди и дирижирования у Э. Колонна). По возвращении в Россию — виолончелист оркестра петерб. Нар. дома. В 1910-17 дирижёр оперного т-ра Нар. дома, в 1917-19 — Мариинского т-ра. В 1918-36 гл. дирижёр и худ. рук. Ленингр. Малого оперного т-ра. С деятельностью С. связано становление сов. оперного иск-ва. Он привлёк к созданию опер молодых ленингр. композиторов, участвовал в пост. сов. опер: "Нос" (1930) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича, "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон" (1935), "Война и мир" (1946). Под рук. С. прошли также примечат. пост. оперной классики: "Золотой петушок" (1923); "Похищение из сераля" Моцарта (1925), "Снегурочка" (1928), "Фальстаф" (1929) и др. Большое внимание уделял дирижёр оперной режиссуре, тщательной разработке всех деталей спектакля. В 1936-43 гл. дирижёр Большого т-ра, в 1943-1950 — Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди значит. работ этого периода — "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Руслан и Людмила" (1937, новая сценич. ред.), впервые поставленная в СССР опера "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940), "Семья Тараса" (1951; Гос. пр. СССР, 1952).

С. основал и возглавил (1953-57) симф. оркестр Всесоюзного радио и оперно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Под его упр. впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория "На страже мира" (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил конц. постановки мн. оперных произв., в т.ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Богема", "Паяцы", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры"; "Итальянка в Алжире" Россини. Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произв., выдающееся педагогич. дарование — сделали дирижёрскую деятельность С. одной из ярких страниц истории сов. муз. театра.

Сочинения: Минувшее встает передо мною..., "СМ", 1965, No 9.

Литература: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Кемарская Н., Янко Т., Ценин С., С. А. Самосуд, "МЖ", 1964, No 10; Hестьев И., C. А. Самосуд, там же, 1965, No 2; Современные дирижеры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me