Сальседо К.

(Salzedo) Карлос (6 IV 1885, Аркашон, Франция — 17 VIII 1961, Уотервилл, шт. Мэн, США) — амер. арфист, композитор и муз.-обществ. деятель. Сын хормейстера и ассистента профессора пения Парижской консерватории Гастона С. и концертирующей пианистки. Учился игре на фп. с 3 лет; в 5-летнем возрасте дал сольный концерт, в 7 лет написал первое муз. соч. — сонату для фп. Учился с 1894 в Парижской консерватории по классу фп., с 1896 занимался у А. Ассельмана по классу арфы (окончил консерваторию по 2 специальностям). С 1901 концертировал как солист и играл в оркестре, гастролируя с "Концертами Колонна" в странах Европы. В 1905-09 солист оркестра "Ассоциации обладателей первых премий Парижской консерватории" (Монте-Карло); в 1909-13 работал (по приглашению А. Тосканини) в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1920 президент Нац. ассоциации амер. арфистов. В 1921 основал (совм. с Э. Варезом) Междунар. гильдию композиторов в Нью-Йорке и создал журн. "Eolian Review" (первый спец. журнал, посв. арфовому иск-ву; под назв. "Eolus" изд. до 1933), в к-ром публиковал статьи об иск-ве игры на арфе и её месте в современном музыкальном мире. Участвовал в создании секции США в Международном обществе совр. музыки (1923), в 1928 (совм. с Варезом) основал Панамер. ассоциацию композиторов. Выдающийся солист-арфист, С. обогатил совр. арфовую технику, введя новые колористич. приёмы игры (игра ногтями, стук по деке и корпусу и др.). Написал спец. этюды и Школу игры на арфе, способствовавшие выработке новых видов техники ("Modern study for the harp", 1921), совм. с Л. Лоренсом — инструктивные соч. "Методика игры на арфе" ("Method for the harp", 1929), "Искусство модуляции" ("The art of modulating", 1950). Преподавал в Ин-те музыки и в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке, в Муз. ин-те Кёртис в Филадельфии, где в 1924 основал класс арфы. Сконструировал новый тип арфы, т.н. модель Сальседо. С. — автор мн. произв. для арфы (также в сопровождении дух. и др. инструментов или с вок. партией), отличающихся ритмич. сложностью и технич. трудностями; наиболее значительны: поэма для арфы с оркестром "Зачарованный остров" ("The enchanted isle", 1918), концерт для арфы и 7 дух. инструментов (1925), "Стихотворения Сарры Арроу" (для сопрано, 6 арф и духовых, 1919), "Стихотворения Малларме" (для сопрано, арфы и фп., 1924), соната (1922), сюита из 7 танцев (1943), Вариации на тему в старинном стиле для арфы. С. принадлежат также транскрипции для арфы "Бурре" И. С. Баха, "Сарабанды" Ф. Куперена, "Весенней песни" Ф. Мендельсона, танц. пьес И. Брамса, Ж. Ф. Рамо, А. Корелли.

Литература: Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 61; Sсimeсa M. G., L'Arpa nelle storia, Bari, 1938; Carlos Salzedo, "Harp news" 1961, No 4; Tributes celebrating the 50th anniversary of Salzedo's coming to America, там же; Petric I., Harfa — instrument savremene muzike? (Carlos Salzedo in memoriam ili mala ralbuda Pierra Bouleza), "Zwuk", 1963, No 56.

Б. В. Доброхотов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me