Сальвадор-Даниель Ф.

(Salvador Daniel, по др. источникам — Daniel Salvador) Франсиско (1831, Бурж. департамент Шер — 24 V 1871, Париж) — франц. музыковед-фольклорист, композитор, муз. критик, активный деятель Парижской Коммуны. По национальности испанец. Муз. образование получил под рук. отца (музыкант, политич. эмигрант, бежавший из Испании и обосновавшийся в Бурже, где давал уроки музыки; написал ряд муз. уч. руководств и трудов по теории музыки). В 1843 С.-Д. переехал в Париж, учился в Парижской консерватории, в течение неск. лет работал скрипачом и альтистом в "Театр лирик".

Был дружен с Л. Делибом, а также с композитором сенсимонистом Ф. Давидом, разделял его социальные взгляды и интерес к музыке Востока. В 1853 уехал в Сев. Африку и поселился в Алжире; давал уроки музыки, позднее получил место профессора музыки в Алжирской муз. школе и дирижёра об-в "Алжирский Орфеон" и "Алжирская гармония". В 1865 С.-Д. вернулся в Париж. Здесь он прочитал неск. докладов по истории музыки, дал концерты "античной и восточной музыки", где выступил как дирижёр — исполнитель собств. соч.; организовал серию "народных концертов". В 1868-69 сблизился с революц. писателями Франции — А. Рошфором, Ж. Валлесом и др. Начал сотрудничать как муз. критик в газ. "Марсельеза"; среди его статей — "Народные песни", "Свобода театров", "Социальная музыка".

С.-Д. принимал участие в вооружённых восстаниях 1870 и 1871; был избран членом центр. комитета Нац. гвардии Парижской Коммуны. Комиссариат просвещения назначил его делегатом по делам консерватории, а затем, после смерти Ф. Обера, — её директором. В мае 1871 участвовал в баррикадных боях на улицах Парижа, был схвачен версальцами и расстрелян.

С.-Д. был крупным специалистом по антич. и вост. музыке, изучал араб. фольклор. Посетив Тунис, Марокко и др. страны Африки, собрал и записал ок. 400 нар. песен. Многие из них обработал, гармонизовал и опубликовал в сб-ках для голоса с фп. (в т.ч. "Альбом арабских, мавританских и кабильских песен", 1867) с собств. переводами текстов на франц. и испан. языки (2 песни из сб-ков С.-Д. использовал Н. А. Римский-Корсаков в симф. сюите "Антар", 4 песни — алж., марокканская, триполитано-ливийская и тунисская — вошли в сб. "Песни народов мира", вып. 1, сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1955). С.-Д. принадлежат переводы нек-рых др.-араб. муз. трактатов и исследования об араб. музыке. Последние получили высокую оценку современников и специалистов. Автор оперы на сюжет из алж. нар. жизни (не пост.), Арабских танцев для оркестра, а также ряда инстр. соч. на араб. темы (в т.ч. Арабских фантазий для фп.), пьес для скрипки и фп. и др. Им сделаны 3 обработки араб. песен для муж. хора в сопровождении фп., гобоя и бубна и др.

Литературные сочинения: Essai sur l'origine et les transformations de quelques instruments, "Espaсa artistica", Madrid, 1858; La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant grйgorien, Alger, 1863, 1879 (с доб. ст. Notice sur la musique kabyle); Fantaisie sur une flыte double, instrument arabe, "Revue Africaine", 1866, No 59, p. 382-92, No 60, p. 424-40; Le personnage rйgnant, P., 1867; La complainte de l'ogre, P., 1867.

Литература: Франческо Сальвадор-Даниэль, музыкальный комиссар Парижской Коммуны, "СМ", 1933, No 2 (пер. с англ.); Данилин Ю., Театральная жизнь в эпоху Парижской Коммуны, М., 1936, с. 262-76, под назв. Парижская Коммуна и французский театр. (перераб. и расширенное изд.), М., 1963, с. 287-97; Weckerlin J. В., F. Salvador-Daniel, "Le Mйnestrel", 1871, No 38.

A. Я. Ортенберг.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me