Сабо Ф.

(Szabу) Ференц (27 XII 1902, Будапешт — 4 XI 1969, там же) — венг. композитор. Нар. арт. ВНР (1962). Сын рабочего. Учился композиции у Л. Вейнера и З. Кодая в Высшей муз. школе им. Ф. Листа. Дебютировал в 1926 камерно-инстр. соч., в к-рых ощутимы опора на венг. нар. интонации (без прямого цитирования) и использование совр. средств выразительности. Вступив в нелегальную венг. компартию (1927), стал рук. рабочего хор. кружка; писал массовые песни и хоры (в т.ч. "Песня волков" на сл. Ш. Петёфи, 1929). В 1932-45 жил в СССР в качестве политэмигранта. В 1933-35 был пред. Междунар. муз. бюро. С 1945 работал в Венгрии. Преподавал композицию в Высшей муз. школе им. Ф. Листа (в 1957-65 директор). В произв. 30 — нач. 40-х гг. нашли отражение темы социалистич. строитольства и антифаш. борьбы, претворены интонации рус. муз. фольклора и массовых песен сов. композиторов; наиболее известны из его соч. советского периода — "Песня о Ворошилове" (сл. Т. С. Сикорской, 1932), "Бей, барабан, тревогу" (сл. А. Гидаша, 1933), "Песня о Павлике Морозове" (сл. С. В. Михалкова), "Песня о Матросове" (сл. А. И. Безыменского, 1944) и др.; написал также "Молдавскую рапсодию" для оркестра (на нар. темы, 1940). С. принадлежат обработки революц. венг., нем. и англ. песен. После 1945 в ВНР им созданы: программный одночастный концерт для оркестра "Возвращение", орк. сюита "Гусятник Мати" (по музыке к одноим. фильму), симфония "Напоминание", оратория "Восстало море", кантата "Исповедь", посв. 50-летию Великой Окт. социалистич. революции. Произв. С. свойственна суровая патетика, мужественная лирика; они отличаются красочной изобразительностью, ясностью и лаконичностью формы. При утончённости композиторской техники, его соч. характеризуются простотой и доходчивостью муз. языка, всегда связанного с нар. истоками; в ряде произв. использованы ритмоинтонации вербункоша, к-рым С. придаёт героич. звучание.

Сочинения: опера — Будь честен до самой смерти (Lйgy jу mindhalбlig, 1975, Будапешт); кантаты — Ленин умер (сл. А. Комьят, рус. пер. Д. Усова, 1933), Исповедь (Vallomбs, на сл. Петёфи, 1967); симф. поэма Отчет (Szбmadбs, 1949), Трилогия (Гусятник Мати — Ludas Matyi, сюита в 7 частях, 1950, переработана в балет, 1960; симфония Напоминание — Memento, 1952; оратория Восстало море — Fцltбmadott a tenger, сл. Петёфи, 1959); Лирическая сюита (Lirai szvit, для струн. орк., 1936); камерно-инстр. ансамбли — струн. трио (1927), струн. квартеты (1926, 1962), для фп. — 3 сонаты (1961), пьесы для детей, соната для влч. и фп., 2 сонаты для скр. соло; хоры a cappella — 7 ноября (сл. Комьят, 1932) Колхозная сюита (сл. Гидаша, 1936), 3 хора на сл. Йожефа (1948); песни.

Литература: Xубов Г., "Колхозная сюита" Сабо. Заметки о лирике, "СМ", 1934, No 11; Пернье А., Певец венгерского пролетариата, там же, 1965, No 7; Музыка и время. Мысли о современной музыке, сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1970; Rеrnуе A., Szabу Ferenc, Bdpst, 1965, Marуthy J., Zene, forradalom, szociahzmus. Szabу Ferenc ъtja, Bdpst, 1975.

П. Ф. Вейс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me