Рондо-соната

Форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Возникла в финалах сонатно-симфонич. циклов венских классиков. Существуют две осн. разновидности формы Р.-с. — с центральным эпизодом и с разработкой:

1) А В А        С         A1 В1 А2

2) А В А         разработка         А1 B1 A2

Первые два раздела носят двойные наименования. В терминах сонатной формы: А — главная партия, В — побочная партия; в терминах рондо: А — рефрен, В — первый эпизод. Тональный план проведений раздела В отражает закономерности сонатного allegro — в экспозиции он звучит в доминантовой тональности, в репризе — в главной. Тональность второго (центрального) эпизода (в схеме — С) отвечает нормам рондо — он тяготеет к одноимённой или субдоминантовой тональностям. Отличие Р.-с. от сонаты состоит прежде всего в том, что за побочной и часто примыкающей к ней заключит. партиями следует не разработка, а вновь гл. партия в гл. тональности. Отличие же Р.-с. от рондо в том, что первый эпизод повторяется далее (в репризе) в главной тональности.

Оба осн. компонента Р.-с. по-разному влияют на форму отд. разделов. Сонатная основа требует от гл. партии (рефрена) формы периода, связанная с рондо — простой двухчастной или трёхчастной; сонатная тяготеет к разработке в среднем разделе формы, связанная с рондо — к появлению второго (центрального) эпизода. Побочной партии первого эпизода Р.-с. не свойствен перелом (сдвиг), типичный для сонатной формы.

В репризе Р.-с. часто выпускается одно из проведений рефрена — преим. четвёртое. Если пропускается третье проведение, возникает подобие зеркальной репризы.

В последующие эпохи Р.-с. оставалась характерной для финалов формой, изредка использовалась и в первой части сонатно-симф. циклов (С. С. Прокофьев, 5-я симфония). В композиции Р.-с. происходили изменения, близкие к изменениям в развитии сонатной формы и рондо.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 2, М., 1936, с. 49; Способин И., Музыкальная форма, М., 1947, 1972, с. 223; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 187-90; Мазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 385; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965, с. 283-95; Rrout E., Applied forms, L., (1895) (рус. пер. — Pраут Э., Прикладные формы. М., б. г., с. 203-16).

В. П. Бобровский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me