Ролан-Манюэль А. Л.

(Roland-Manuel; наст. имя и фам. — Ролан Алексис Манюэль Леви, Levy) (22 III 1891, Париж — 2 XI 1966, там же) — франц. композитор и музыковед. Начальное муз. образование получил в Льеже (обучался игре на скрипке), с 1906 занимался композицией в "Схола канторум" в Париже у А. Русселя и В. д'Энди, позднее брал уроки композиции у М. Равеля. Успех принесла ему опера "Изабелла и Панталоне" (пост. в 1922); приобрёл известность и как муз. критик, выступая в парижских газетах. Много лет работал на Радио, где создал цикл популярных муз. передач (позже были опубликованы в 4 томах). С 1947 преподавал эстетику, с 1949 — педагогику в Парижской консерватории. В муз. произв. Р.-М. ощущается влияние итал. композиторов 17-18 вв. (А. Корелли, А. Вивальди, Д. Скарлатти), А. П. Бородина, К. Дебюсси, позднее — М. Равеля. Был близок к композиторам "Шестёрки". Среди музыковедческих работ выделяются исследования творчества Равеля. Редактор кн. "Histoire de la musique" (v. 1-2, P., 1960-63).

Сочинения: комич. оперы — Изабелла и Панталоне (1922, Париж), Влюблённый дьявол (Le diable amoureux, 1932); балеты — Странный турнир (Le tournoi singulier, 1924), Экран молодых девушек (L'йcran des jeunes filles, 1929), Эльвира (на темы Д. Скарлатти, 1937); оратории — Жанна д'Арк (1937), Песнь мудрости (Le cantique de la sagesse, 1953); для oрк. — симф. поэма Гарем вице-короля (Le harem du vice-roi, 1919); концерт для фп. с орк. (1938); камерно-инcтр. ансамбли — струн. трио (1917), Сюита в испанском стиле для гобоя, фагота, трубы и клавесина (Suite dans le goыt espagnol, 1933) и др.; вок. произв., в т. ч. 7 персидских поэм для голоса и фп. — Фаризада с улыбкой розы (Farizade au sourire de rose, 1913); музыка для драм. т-ра и кино.

Литературные сочинения: Maurice Ravel et son oeuvre, P., 1914, 1948; Arthur Honegger, P., 1925; Maurice Ravel et son oeuvre dramatique, P., 1928; Manuel de Falla, P., 1930; M. Ravel, P., 1938; Plaisir de la musique, v. 1-4, P., (1947)-55 (совм. с Nadia-Tagrine; по материалам радиопередач); Descartes et le problиme de l'expression musicale, в кн.: Descartes, P., 1957; Sonate que me veux-tu? (Lausanne, 1957) (переизд. под назв. — Rйflexions sur l'art musical, Lausanne, 1965).

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, M., 1964, 1970, с. 504-05 и др.; George A., Rolland-Manuel, "RM", 1924, nov.; Milhaud D., Rolland-Manuel, там же, 1930, mai; Gоurdan-Mоrhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Жyрдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966).

А. Я. Ортенберг.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me