Римский-Корсаков Г. М.

Георгий Михайлович (13 (26) XII 1901, Петербург — 10 IX 1965, Ленинград) — сов. композитор, исследователь в области муз. акустики, педагог. Внук комп. Н. А. Римского-Корсакова. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга, в 1929 — аспирантуру Ленингр. ин-та т-ра и музыки (по теории музыки и акустике, рук. Б. В. Асафьев и А. В. Финагин). С возникновением звукового кино в СССР (1928) работал в лабораториях и на студиях "Ленфильма" и "Техфильма"; звукорежиссёр кинофабрики "Ленфильма" (1929-32); науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра и музыки по отделам музыки и кино (1929-32, 1942-46). В 1927-62 преподавал муз. акустику и инструментовку в Ленингр. консерватории (с 1928 доцент), муз.-теоретич. предметы — в Томском муз. уч-ще (1942-44). Один из основателей Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин, 1944).

Сочинения: для хора и орк. — Мятеж (сл. Эм. Верхарна, пер. В. Я. Брюсова, 1927); для орк. — симфония (1925); камерные ансамбли — 2 струн. квартета (1925, 1932); квинтет для скр., альта, влч., кларнета и валторны (1925), октет для 2 эмиритонов, 2 кларнетов, фагота, скр., альта и влч. (1932); пьесы четвертитонового строя для особых 2 фп., арфы, фисгармонии и 2 валторн разного строя (1925-32); для фп. — 2 сонаты (1924, 1931), 24 прелюдии (1922-55), 8 этюдов (1932); пьесы для скр. и фп. (1934-55); поэма для влч. и фп. (1951); для 3 голосов с фп. — Три ключа (сл. А. С. Пушкина), Три витязя (сл. М. Ю. Лермонтова, 1936); для 2 голосов с фп. — Ворон к ворону летит, Румяной зарёю (сл. А. С. Пушкина, 1935), Парус (сл. М. Ю. Лермонтова, 1938), Медлительно нисходит (сл. А. А. Блока); для голоса и фп. — романсы (ок. 100); музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Литературные сочинения: Образцы декламационных композиций Студии Ленинградского государственного экспериментального театра, в кн.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Искусство декламации, ч. 2, Л., 1925; Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в сб.: De Musica, 1925, No 1; Расшифровка световой строки скрябинского "Прометея", там же, 1926. No 2; О высоте комбинационных тонов, там же, 1927, No 3; Акустическое обоснование теории ладового ритма, в кн.: Музыкознание, Л., 1928; Хроника концертной жизни. Ленинград, "СМ", 1955, No 6; Оркестровая полифония, Л., 1955; Стеснительный господин (о П. И. Чайковском), "Простор", 1969, No 12.

Литература: Памяти ушедших, "СМ", 1965, No 12.

M. P. Леонова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me