Речитатив

(итал. recitativo, от recitare — декламировать; франц. recitatif, нем. Rezitativ, англ. recitative) — род вок. музыки, осн. на стремлении приблизиться к естеств. речи. Однако это неизбежно носит условный характер, т. к. свободное интонирование речи не может быть точно воспроизведено в системе фиксированного муз. строя и регулярного ритма (см. Интонация). Основные интонации речитатива являются муз. аналогией наиболее характерных и устойчивых речевых интонаций (напр., вопроса, восклицания, обращения и пр.). Подобно своим речевым прообразам, они сочетают в себе черты типовые и индивидуальные, отражая не только общий характер речевого высказывания, но часто и очень тонкие эмоц. оттенки. Фразировка и ритмика Р. определяются синтаксич. структурой текста и распределением речевых акцентов. Тематич. повторность, симметрия не характерны для Р.

Истоки Р. уходят в глубь времён: в муз.-речевые жанры нар. искусства (напр., эпич. песни разл. народов) и в древнейшие жанры проф. иск-ва (напр., литургич. псалмодия).

Р. в собств. смысле слова возник в связи с рождением оперы и близких к ней монодич. жанров. Новый род вок. музыки мыслился его создателями — деятелями Флорентийской камераты — как возрождение напевной декламации антич. трагедии. В ранних операх Р., чередуясь с более напевными хоровыми или сольными эпизодами, занимал осн. место, иногда достигая большой драматич. выразительности (К. Монтеверди). Декламационность в Р. не противопоставлялась напевности, что отражено в термине recitare cantando (напевно декламировать), применённом Марко да Гальяно в предисловии к опере "Дафна". Сопровождение Р. записывалось в виде basso continuo (см. 1-й пример на колонке 606).

Мелодич. и декламационное начала, объединённые в ранних образцах Р., с течением времени обособились: каждое стало выполнять в опере свои функции. Осн. муз. содержание сосредоточилось в ариях, выражающих чувства героя, но статичных в драматич. отношении. Развитие действия в диалоге или повествование о к.-л. событиях стало функцией Р.

Речитатив

Дж. Пери. "Эвридика", пролог.

В конце 17 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы сформировались два типа Р. Первый, исполнявшийся "говорком", в свободном ритме, поддержанный протянутыми аккордами чембало, получил название secco ("сухой"). Такой Р., схематически записывавшийся равными длительностями и в тесном диапазоне, в сценич. исполнении мог обретать выразительность живой речи (о чём свидетельствует итал. исполнит. традиция). Это особенно ярко проявилось в опере буффа, где тип P. secco сохранился до 19 в. Др. тип Р., с точно фиксированной ритмикой, более выразительный интонационно и исполнявшийся с орк. сопровождением, назывался accompagnato (аккомпанированным). Он часто предварял арию, выполняя вместе с ней ту же функцию, что и монолог в драме. Более свободная по сравнению с арией форма позволяла передать в Р. сложные психологические состояния, борьбу чувств.

Тесная связь Р. с конкретными особенностями языка и интонациями речи обусловила значит. отличия его в отдельных нац. школах. Р. ранних франц. опер (Ж. Б. Люлли) формировался под влиянием структуры франц. силлабич. стиха и речевой манеры франц. классицистской трагедии. Р. в кантатно-ораториальных соч. И. С. Баха (особенно в "Страстях по Иоанну") намного опережает оперу своего времени интонац. разнообразием, драматизмом, реалистичностью. Большое внимание Р. уделяли два великих оперных реформатора 18 в.: К. В. Глюк и В. А. Моцарт, особенно первый. В его зрелых операх сглаживаются различия между двумя традиц. типами Р. и даже в Р. типа secco сопровождение поручается оркестру. Особо важное место Глюк отводит P. accompagnato, к-рый иногда превращается в ариозо или свободно построенную монологич. сцену с детально разработанной орк. партией, раскрывающей эмоциональный подтекст.

Речитатив. Рис. 1

В. А. Моцарт. "Свадьба Фигаро", действие 2-е, No 14 (recitativo secco).

В 19 в. в связи с постепенным перерастанием оперы в муз. драму, а "номерной" композиции — в композицию "сквозного развития" Р. становится существенным муз.-драматургич. элементом. Речитативный принцип проникает в арии и даже в ансамбли. Вок. партии в муз. драмах Р. Вагнера представляют собой мелодизированный Р., свободно переходящий в ариозные эпизоды. Осн. муз. содержание сосредоточено в них в симфонизированной орк. партии. Яркие образцы драматич. Р.-ариозо нередки у Дж. Верди, особенно в поздних операх ("Отелло"). У него же находим и блестящие примеры Р.-"говорка" в лучших традициях оперы буффа ("Фальстаф").

Речитатив. Рис. 2

К. В. Глюк. "Армида", действие 5-е, сцена 4-я (recitativo accompagnato).

В зап.-европ. опере кон. 19-20 вв. развиваются гл. обр. вагнеровские принципы муз. декламации. При этом речитативные интонации зачастую гиперболизируются, обретая повышенную экспрессивность (Р. Штраус). С др. стороны, чисто речитативная опора К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" написана в изысканном камерном стиле. В сценич. произв. композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг) наряду с Р. или вытесняя его применяется речевая декламация с уточнённой звуковысотностью и ритмом (Sprechstimme, Sprechgesang). Для записи такого способа интонирования применяется особый род нотации: крестики со штилями (крестик ставится вместо нотной головки и указывает высоту звука, штиль — его длительность).

В рус. музыке особое внимание Р. уделял А. С. Даргомыжский, стремившийся к единству музыки и слова. Его опера "Каменный гость", написанная целиком в речитативном стиле, отличается тонкой индивидуализацией каждой партии и разнообразием декламационных приёмов: от "говорка" до широкого распевания выразит. речевых интонаций. Эту традицию продолжил М. П. Мусоргский, создавший речитативную оперу на прозаич. текст ("Женитьба"). От фиксации отдельных речевых интонаций Мусоргский в дальнейшем переходит к их муз. обобщению, расширяя возможности Р. путём использования элементов нар. муз. речевых жанров (прибаутки, причеты, эпич. сказы) и стремясь к "мелодии, творимой говором человеческим". Элементы нар.-эпич., былинного Р. развивал и Н. А. Римский-Корсаков ("Садко", "Сказание о граде Китеже и деве Февронии"). В операх П. И. Чайковского особенно широко и разнообразно применяется Р.-ариозо, к-рому композитор придавал форму то интимного "речитатива-беседы" (Б. В. Асафьев), то ярко драматического монолога.

В сов. опере особое мастерство в сфере Р. проявлял С. С. Прокофьев, создавая меткие и яркие "интонационные портреты". Не менее характеристичны Р. в операх Д. Д. Шостаковича, к-рому не чужд и метод сатирич. гиперболизации речевых интонаций. В совр. сов. опере наряду с Р. применяются и др., близкие к нему муз.-реч. типы интонирования: Sprechgesang, мело- и ритмодекламация.

Речитатив. Рис. 3

П. И. Чайковский. "Мазепа", действие 1-е. No 5.

Р. используется и в камерной вок. музыке, чаще всего в жанре баллады (Ф. Шуберт) или драматизированной песни-сценки (Даргомыжский, Мусоргский). Отдельные элементы речитативной декламации можно встретить в самых певучих, мелодичных произв. Подражание "говорящим" интонациям и свободному ритму Р. используется и в инстр. музыке (фантазия из цикла "Хроматическая фантазия и фуга" Баха, финал 9-й симфонии Бетховена, "Речитатив и романс" во 2-м квартете Шостаковича).

Литература: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Реформатский A., Речь и музыка в пении, в сб.: Вопросы культуры речи, вып. 1, М., 1955; Оголевец A., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Доливо A., Речитативы в вокальном искусстве, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Васина-Гроссман В., Музыка и поэтическое слово, ч. 1, Ритмика, гл. 2, М., 1972; Rоusseau J.-J., Rйcitatif, в его кн.: Dictionnaire de musique, P., 1768 (рус. пер. в кн.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 79-81; Rolland R., L'opйra au XVII siиcle en Italie — Les origines de l'opera allemand — L'opera anglais au XVIIe siиcle, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire..., v. 2-3, P., 1913 (рус. пер. — Rоллaн P., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, М., 1931); Spitz Сh., Die Entwicklung des "Stile Recitativo", "AfMw", 1921, Jahrg. 3; Borrel E., L'interprйtation de l'ancien rйcitatif franзais, "RM", 1931, v. 12, p. 13-21; Wilsons., The recitatives of the St. Mathew Passion, "ML", 1934, v. 16, No 3; Westruр J. A., The nature of recitative, "Proceedings of British Academy", 1956, p. 27-43; Melсhert H., Das Rezitativ der Kirchenkantaten J. S. Bachs, Fr./M., 1958 (Diss.); Dоwnes E. O. D., Secco recitative in early classical opera seria (1720-80), "JAMS", 1961, v. 14, No 1; Neumann Fr. H., Die Дsthetik des Rezitativs, StraЯburg-Baden-Baden, 1962 (лит.); Wоlf H. Ghr., Die Sprachmelodie in alten Opernrezitativ, "Hдndel-Jahrbuch", Bd 20, Lpz., 1963.

В. А. Васина-Гроссман.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. речитатив — РЕЧИТАТИВ м. итал. Говорок, пение говорком: говор нараспев; пение на речь церк. пение, похожее на простую речь, без меры, или с произвольной расстановкой и растяжкой, речитативный, говорковый. Толковый словарь Даля
  2. речитатив — РЕЧИТАТИВ а, м. recitatif m. <, ит. recitativo. Форма вокально-музыкального произведения, интонационно и ритмически воспроизводящая декламационную речь; напевная декламация. БАС-1. [Дарина :] Я берусь за Арии; но что до Рецитатив, то другое дело. Словарь галлицизмов русского языка
  3. Речитатив — Род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Словарь по культурологии
  4. речитатив — Этот музыкальный термин, называющий напевную речь, бьш заимствован из итальянского языка, где recitativo образовано от глагола recitare (где re – частица многократности и citare – глагол "звать"). Этимологический словарь Крылова
  5. речитатив — РЕЧИТАТИВ, а, м. (спец.). Напевная речь в вокально-музыкальном произведении. Читать речитативом (нараспев). | прил. речитативный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  6. речитатив — Речитатив, речитативы, речитатива, речитативов, речитативу, речитативам, речитатив, речитативы, речитативом, речитативами, речитативе, речитативах Грамматический словарь Зализняка
  7. РЕЧИТАТИВ — РЕЧИТАТИВ (итал. recitativo, от recitare — декламировать) — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. Большой энциклопедический словарь
  8. речитатив — РЕЧИТАТИВ -а; м. [итал. recitatio от recitare — декламировать] Муз. Вокальная форма, воспроизводящая в пении интонацию и ритмику речи, используемая обычно в опере. Мастер речитатива. ◁ Речитативом, в зн. нареч. Говорить, читать речитативом (нараспев). Речитативный, -ая, -ое. Р. стиль. Р-ая мелодия. Толковый словарь Кузнецова
  9. речитатив — Говор нараспев, пение на речь, говоркою — похож на обыкновенную речь с особенной интонацией Ср. Что напел тебе директор? "Да... но... речитативом!" *** После головомойки. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. речитатив — орф. речитатив, -а Орфографический словарь Лопатина
  11. речитатив — -а, м. муз. Вокальная форма, воспроизводящая в пении интонацию и ритмику речи. Даргомыжский выступил в «Русалке» --- великим мастером речитатива и декламации. Стасов, Двадцать пять лет русского искусства. Малый академический словарь
  12. речитатив — Речитатива, м. [ит. recitativo] (муз.). Напевая (или, иногда, лишенная напевности) речь, входящая составной частью в вокально-музыкальное произведение. Большой словарь иностранных слов
  13. речитатив — речитатив м. Форма вокально-музыкального произведения, интонационно и ритмически воспроизводящая декламационную речь; напевная декламация. Толковый словарь Ефремовой
  14. речитатив — сущ., кол-во синонимов: 6 говорок 4 напевная декламация 2 пение 42 реп 3 речь 68 рэп 5 Словарь синонимов русского языка
  15. Речитатив — (итал. recitativo, от recitare — читать вслух, декламировать) особый род вокальной музыки; воспроизведение в пении интонационной стороны и ритмики речи. Р. обычно не образует замкнутой музыкальной формы, подчиняясь синтаксическому расчленению текста. Большая советская энциклопедия
  16. Речитатив — Вокальная музыкальная форма, не подчиненная симметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по избытку чувства, требуют именно... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. речитатив — Речитати́в/. Морфемно-орфографический словарь
  18. речитатив — РЕЧИТАТ’ИВ, речитатива, ·муж. (·итал. recitativo) (муз.). Напевая (или, иногда, лишенная напевности) речь, входящая составной частью в вокально-музыкальное произведение. Толковый словарь Ушакова