Респиги О.

(Respighi) Отторино (9 VI или VII 1879, Болонья — 18 IV 1936, Рим) — итал. композитор. Род. в семье музыкантов (дед — органист, отец — пианист). Учился в детстве у отца (фп.), в 1891-99 — у Ф. Сарти (скрипка) в муз. лицее в Болонье, одноврем. (в 1896-1901) там же занимался у Далль'Олио (контрапункт и фуга), Л. Торки и Дж. Мартуччи (композиция). В 1901 Р. приехал на гастроли с итал. оперной труппой (в качестве скрипача оркестра) в Петербург, где в течение 5 месяцев брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова (сочинение и оркестровка) и написал орк. пьесу "Прелюдия, хорал и фуга", к-рая стала его дипломной работой в болонском муз. лицее. В 1902 в Берлине занимался композицией под рук. М. Бруха. Выступал как скрипач-солист (с 1899), был первым альтистом в оперном оркестре (1901-03), в 1906 участвовал (как исполнитель на виоль д'амур) в квинтете Б. Муджеллини. Гастролировал во мн. странах Европы, в США, Бразилии в качестве пианиста и дирижёра (исполнял свои соч.). В 1913-36 профессор, в 1924-26 директор консерватории "Санта-Чечилия" в Риме. Мировое признание Р. получил как крупнейший представитель итал. симфонизма (гл. обр. программного), утверждавший в итал. музыке импрессионизм и неоклассицизм. В его творчестве своеобразно сочетались совр. техника письма, красочность оркестровки ("Фонтаны Рима", "Пинии Рима", "Римские празднества", "Бразильские впечатления") и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам. Ряд соч. Р. написан на темы григорианского хорала ("Григорианский концерт" для скрипки, "Концерт в миксолидийском ладу" и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фп., "Дорийский квартет" и др.). Среди его учеников — Э. О. Оливьери Санджакомо (певица и композитор, жена Р., автор работ о нем), В. Риети, Ф. Фаркаш, Дж. Перотти, М. Росси. Р. принадлежат свободные обработки опер "Служанка-госпожа" Перголези, "Женские ухищрения" Чимарозы, "Орфей" Монтеверди и др. соч. старинных итал. композиторов; транскрипции инстр. и вок. соч. итал. композиторов 17-18 вв., оркестровка 5 "Этюдов-картин" Рахманинова, орг. пассакальи c-moll И. С. Баха, а также старинных песен и танцев для лютни ("Antiche arie e danze per liuto", 3 сюиты — 1917, 1924, 1932).

Сочинения: оперы — Король Энцо (Re Enzo, 1905, т-р "Дель Корсо", Болонья), Семирама (Semirama, 1910, т-р "Комунале", Болонья), Спящая красавица в лесу (La Bella addormentata nel bosco, по сказке Ш. Перро, 1922, т-р "Деи Пикколи", Рим), Бельфагор (Belfagor, 1923, т-р "Ла Скала", Милан), Затонувший колокол (La Campanа sommersa, по драм. поэме Г. Гауптмана, 1927, Муниципальный т-р, Гамбург), Мария Египетская (Maria Egiziaca, конц. исп. 1932, т-р "Карнеги-холл", Нью-Йорк, сценическое — 1932, Венеция, также конц. триптих для солистов, хора и камерного оркестра), Пламя (La Fiamma, 1934, Рим), Лукреция (завершена Э. Респиги, 1937, "Ла Скала", Милан); балеты — Венецианское скерцо (Scherzo veneziano, соч. 1909, 1920, т-р "Костанци", Рим), Лавочка чудес (La Boutique fantasque, на основе фп. пьес Россини, 1919, т-р "Альгамбра", Лондон), Волшебные часы (La Pentola magica, на рус. нар. темы, 1921, т-р "Костанци", Рим), Белкис, царица Савская (Belkis'regina di Saba, 1932, т-р "Ла Скала", Милан), Птицы (Gli Ucelli, 1933, т-р "Казино муничипале", Сан-Ремо, по одноим. сюите для орк., сочинённой в 1927); для солистов, хора и орк. — Весна (La Primavera, 1923), Гимн рождеству (Lauda per Nativita del Signore, 1930); для орк. — Ноктюрн (1905), Драматическая симфония (Sinfonie drammatica, 1915), Фонтаны Рима (Fontane di Roma, 1917), Баллада о гномах (Ballata delli gnomidi, 1920), Пинии Рима (I pini di Roma, 1924), Витражи собора (Vetrate di chiesa, 1926), Триптих Боттичелли (Trittico botticelliano, 1927), Бразильские впечатления (Impressioni brasiliane, 1928), Римские празднества (Feste romane, 1929), сюиты: Старинные песни и танцы для лютни (Antiche arie е danze per liuto, перелож. для орк.; 1-я — 1917, 2-я — 1924, 3-я — 1932), Россиниана (1925); для инструментов с орк. — Фантазия для фп. (1907), концерты: для скр. (1922), для фп. (1903, 1924), для гобоя, трубы, скрипки, контрабаса, фп. (со струн. орк., 1934), Осенняя поэма для скр. (1925); струн. квартеты (1907, 1924); пьесы для фп., в т. ч. токката (1928), пьесы для скр., для влч., романсы и песни, в т. ч. на сл. В Гюго, Г. Д'Аннунцио, М. Метерлинка, П. Б. Шелли, Р. Тагора, арм. поэтов.

Литературные сочинения: Orpheus. Iniziazione musicale, Firenze, 1925 (совм. с S. A. Luciani).

Литература: Крейн Ю., Отторино Респиги, "СМ", 1960, No 8; Григорович В., Предисловие, в изд.: Респиги О., Пинии Рима. Симфоническая поэма. Партитура, М., 1961; Ауэрбах Л., Предисловие, в изд.: Респиги О., Фонтаны Рима. Партитура, М., 1963; его же, Предисловие, в изд.? Респиги О., Римские празднества. Симфоническая поэма. Партитура, M., 1965; Mila M., Ottonno Respighi, "La Revue musicale", 1933, No 135, avril; Marx J., в его кн.: Betrachtungen eines romantischen Realisten, W., 1946; Respighi E., Ottorino Respighi. Dati biografici ordinati, (Mil.). 1954; Rensis R. de, Ottorino Respighi, Torino, 1935 (2 доп. изд., пер. на франц. яз., Brux., 1957); Rinaldi M., Ottorino Respighi, "Musica d'Oggi", 1961, р. 146-57; Rossellini R., Il teatro di Respighi, там же, р.158-61; Rostand C., Ottorino Respighi e la musica strumentale, там же,р 162-64; О. Respighi. Catalog delle opere, Mi., 1965.

E. M. Гордеева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me