Регер М.

(Reger) Макс Иоганн Баптист Йозеф (19 III 1873, Бранд, Верхний Пфальц — 11 V 1916, Лейпциг) — нем. композитор, органист, пианист и дирижёр. Первоначально обучался музыке у родителей (мать учила игре на фп., отец — на скрипке, органе, виолончели) и у органиста А. Линднера, к-рого заменял за органом с 13 лет. В 1890-93 занимался по композиции у X. Римана (сначала в Зондерсхаузене, затем в Висбадене). В 1890-96 преподавал теорию музыки, игру на фп. и органе в консерватории в Висбадене. С 1901 жил в Мюнхене. В 1905 Ф. Мотль пригласил Р. преподавать композицию и игру на органе в Корол. академии музыки в Мюнхене. В 1907-16 профессор композиции в Лейпцигской консерватории, одноврем. музик-директор Лейпцигского ун-та. В 1911-14 придв. капельмейстер герцога Георга II в Мейнингене (с 1913 генерал-музик-директор). Среди учеников — комп. Й. Хас, Я. Вейнбергер, О. Шёк, X. Унгер, К. Гассе, X. Грабнер, Ф. Лубрих, Р. Вюрц. Концертировал как пианист и дирижёр. Почётный д-р философии Йенского ун-та (1908). В 1916 основано Регеровское об-во в Лейпциге (существовало до 1941), выпустившее 17 сб-ков науч. статей о Р. и устраивавшее фестивали музыки Р. В 1920 основан архив Р. в Йене (с 1946 — в Мейнингене). В 1948 на средства вдовы Р. организован ин-т Р. в Бонне, выпускающий Полн. собр. соч. Р. (тт. 1-35, 1954-70) и ряд научных сборников.

Р. — автор соч. всех жанров, кроме сценических. В его творчестве сосуществуют две ведущие линии — романтическая и неоклассицистская. В камерных, оркестровых, фп. соч. Р. больше сказалось воздействие эстетич. установок И. Брамса и гармонич. языка Р. Вагнера. В то же время в ряде произв. (сольные сонаты, фантазии и хоральные прелюдии для органа, полифонич. композиции) Р. обращается к принципам формообразования эпохи И. С. Баха, стремясь продолжить баховскую традицию на базе совр. муз. языка. Высшие творч. достижения Р. связаны с полифонич. формами (пассакалья, фуга). Зачастую обе линии творчества Р. сочетаются и переплетаются. Творчество Р. мало эволюционировало. В конце жизни Р. испытал кратковременное влияние музыки Р. Штрауса и К. Дебюсси, создав программные произв. (Романтическая сюита, 4 поэмы по А. Бёклину). Музыка Р. служит своего рода связующим звеном между поздним романтизмом и классицистскими течениями 20 в. (в частности, неоклассическую линию творчества Р. продолжил П. Хиндемит, см. Неоклассицизм). При жизни Р. его музыка с трудом завоёвывала признание на родине. Вместе с тем его произведения с успехом исполнялись в Швейцарии, Нидерландах и России (выступал в Петербурге в 1906 как дирижёр и пианист). В 1950-е — 70-е гг. соч. Р. приобрели известность, особенно в странах немецкого языка.

Сочинения: для солистов, хора и орк. — 100-й псалм (Der 100. Psalm, op. 106, 1908-09, ред. П. Хиндемита, 1958), реквием (сл. Ф. Хеббеля, ор. 144, 1915), реквием (без op., 1914, не оконч.), Гимн песнопению (Hymne an den Gesang, сл. Л. Штейнера, op. 21, 1898), Песнь просветлённых (Gesang der Verklдrten, сл. К. Буссе, ор. 71, 1903), Монахини (Die Nonnen, сл. M. Бёлица, op. 112, 1909), Освящение ночи (Die Weihe der Nacht, сл. Ф. Хеббеля, ор. 119, 1911), К надежде (An die Hoffnung, сл. Ф. Гёльдерлина, ор. 124, 1912), Римская триумфальная песнь (Rцmischer Triumphgesang, сл. Г. Линга, ор. 126, 1912), Гимн любви (Hymnus der Liebe, сл. Л. Якобовского, ор. 136, 1914), Отшельник (Der Einsiedler, сл. Й. Эйхендорфа, ор. 144, 1915), 4 хоральные кантаты (без op., 1903-05), Священная песнь (Weihegesang, сл. О. Либмана, без op., 1908); для орк. — симфониетта (ор. 90, 1904-05), серенада (ор. 95, 1905-06), Концерт в старинном стиле (ор. 123, 1912), Вариации и фуга на тему Хиллера (ор. 100, 1907), Вариации и фуга на тему Моцарта (ор. 132, 1914), 4 поэмы по А. Бёклину (ор. 128, 1913), Симфонический пролог к трагедии (ор. 108, 1908), Комическая увертюра (ор. 120, 1911), Патриотическая увертюра (ор. 140, 1914), Романтическая сюита (ор. 125, 1912), Балетная сюита (ор. 130, 1913); для инструментов с орк. — концерт для фп. (ор. 114, 1910), для скр. — концерт (ор. 101, 1908), 2 романса (ор. 50, 1900); камерные ансамбли — 2 трио (серенады) для фл., скр. и альта (ор. 77а, 1904; ор. 141а, 1915), 3 струн. трио (op. 77b, 1904; op. 141b, 1904; ор. 141Ь, 1915), 2 фп. трио (ор. 2, 1891; ор. 102 1907-08), квинтет для струнного квартета и кларнета (ор. 146, 1915- 1916), струн. секстет (ор. 118, 1910), фп. квинтеты (без op., 1897-98; op. 64, 1902). 5 струн. квартетов (2 — ор. 54, 1900-1901; ор. 74, 1903-04; ор. 109, 1909; ор. 121, 1911), 2 фп. квартета (ор. 113, 1910; ор. 133, 1914); для фп. в 2 руки — Вариации и фуга на тему Баха (ор. 81, 1904), Вариации и фуга на тему Телемана (ор. 134, 1914), 4 сонатины (ор. 89, 2-1905; 2-1908), 6 прелюдий и фуг (ор. 99, 1906-07), сб. пьес, в т.ч. Из моего дневника (Aus meinem Tagebuch, op. 82,1904-12) и др.; для фп. в 4 руки — 12 вальсов-каприсов (ор. 9, 1892), 20 немецких танцев (ор. 10, 1893), 6 вальсов (ор. 22, 1898) и др.; для 2 фп. — Вариации и фуга на тему Бетховена (ор. 86, 1904), интродукция, пассакалья и фуга (ор. 96, 1906); для органа — 2 сонаты (ор. 33, 1899; ор. 60, 1901), сюита Памяти Баха (Den Manen Joh. Seb. Bachs, op. 16, 1894-95), сюита (ор. 92, 1905), фантазии и фуги (op. 29, 1898; на тему В — А — С — H op. 46, 1900; симфоническая фантазия и фуга — ор. 57, 1901), вариации и фуга на собственную тему (ор. 73, 1903), интродукция, пассакалья и фуга (ор. 127, 1913), фантазия и фуга (ор. 135b, 1916), 5 лёгких прелюдий и фуг (ор. 56, 1904), 4 прелюдии и фуги (ор. 85, 1904), хоральные фантазии (ор. 27, 1898; ор. 30, 1898; 2 — ор. 40, 1899; 3 — ор. 52, 1900), 13 хоральных прелюдий (op. 79b, 1901-03), 30 маленьких хоральных прелюдий (ор. 135а, 1914), 52 лёгкие хоральные прелюдии (ор. 67, 1902), и др.; для скр. и фп. — 9 сонат (ор. 1, 1890; ор. 3, 1891; ор. 41, 1899; ор. 72, 1903; ор. 84, 1905, 2 — op. 103b, 1909; ор. 122, 1911; ор. 139, 1915), 3 пьесы (op. 79d, 1902-04), и др.; для скр. соло — 4 сонаты (ор. 42, 1900), 7 сонат (ор. 91, 1905) и др.; для 2 скр. — 3 дуэта в старинном стиле (op. 131b, 1914); для альта (кларнета) и фп. — 3 сонаты (2 — ор. 49, 1900; ор. 107, 1909); для альта соло — 3 сюиты (op. 131d, 1915); для влч. и фп. — 4 сонаты (ор. 5, 1892; ор. 28, 1898; ор. 78, 1904; ор. 116, 1910) и др.; для влч. соло — 3 сюиты (ор. 131с, 1915); для голоса с сопровождением фп. — песни, в т.ч. ор. 4, 1890-1891; ор. 8, 1892; 5 песен Памяти Ф. Шуберта (Den Manen Franz Schubert, op. 12, 1893), 10 песен (ор. 15, 1894), 4 песни (op. 23, 1898), 6 стихотворений А. Риттер (op. 31, 1898), 6 песен (op. 35, 1899), 5 напевов (op. 37, 1899), 8 песен (op. 43, 1900), 7 песен (op. 48, 1900), 12 песен — К X. Вольфу (ор. 51, 1900). 15 песен (ор. 55, 1901), 16 напевов (ор. 62, 1901), 12 песен (ор. 66, 1902), 6 напевов (ор. 68, 1902), 17 напевов (ор. 70, 1902-03), 18 напевов (ор. 75, 1903), Скромные напевы (Scheichte-Weisen, op. 76, 1904-12), 4 напева (op. 88, 1905), 4 песни (op. 97, 1906), 5 напевов (op. 98, 1906), 6 песен (op. 104, 1907) и др. песни и вок. дуэты; хоры (в основном a cappella); переложения произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса, Э. Грига, X. Вольфа, Р. Штрауса и др. для разл. составов.

Литературные сочинения: Beitrage zur Modulationslehre, Lpz., 1903, 1952 (рус. пер. — Reгер M., О модуляции, Л., 1926); Briefe eines deutschen Meisters, Lpz.. 1928, 1938; Aus den Briefen. Max Regers an H. Riemann, von W. Gurlitt, Lpz., 1937, Briefwechsel mit Herzog Georg II von Sachsen-Meiningen, hrsg. von H. und E. H. Mьller von Asow, Weimar, 1949; Briefe zwischen der Arbeit, hrsg. von O. Schreiber, Bonn, 1956; Neues Max-Reger-Brevier, hrsg. von H. Kьhner, Basel, 1948.

Тематические и библиографические указатели: Altmann W., Reger-Katalog, В., 1917, 1926, Stein Fr., Thematisches Verzeichnis der im Druck erschienenen Werke von Max Reger einschliesslich seiner Bearbeitungen und Ausgaben, Lpz., 1953, Schreiber O., Max Regers musikalischer NachlaЯ, в кн.. Bericht ьber den Internationalen Musikwissenschaftlichen KongreЯ Wien, Mozartjahr 1956, Graz, 1958; Max-Reger-Bibliographie. Das internationale Schrifttum ьber Max Reger. 1893-1986, Bonn, 1968.

Литература: В-ва О. (Оссовский А. В.), Макс Регер. (К приезду его в Петербург), "РМГ", 1906, No 49, Концерты, там же, 1906, No 50-52, (Каратыгин B.), М. Регер, "Золотое руно", 1906, No 2, его же, Музыкальная хроника Петербурга, там же, 1907, No 1; его же. Петербургские концерты и "Электра", "Аполлон", 1913, No 4; его же, М. Регер. (Некролог), "Хроника журнала ?Музыкальный современник"", 1916, вып. 22, то же, в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М. — Л, 1965, его же, Новейшие течения в русской музыке, в его кн.: Избр. статьи, М.-Л., 1965, Коломийцов В., Музыка настоящего. Рихард Вагнер и поиски новых богов, в его кн.: Статьи и письма Л., 1971, Шалтупер Ю, Заметка о М. Регере, "СМ", 1973, No 12, ее же, Макс Регер, "Музыкальная жизнь", 1975, No 10, Braungart R., Max Reger, Lpz., 1907; Hehemann M., Max Reger, Mьnch., 1911, 1917, Poppen H., Max Reger, Lpz 1918, Wiesbaden, 1947; Max Reger. Eine Sammlung von Studien aus der Kreise seiner persцnlichen Schьler, hrsg von R. Wьrz, H. 1-4, Mьnch., 1920-23 (H. 1. Grabner H., Regers Harmonik; H. 2. Wьrz R, Haas J., Unger H., Regers Persцnlichkeit, H. 3. Holle H., Regers Chorwerke; H. 4. Кeller H., Reger und die Orgel); Hasse K., Max Reger, Lpz., 1921; его же, Max Reger, Entwicklungsgang eines deutschen Meisters, Lpz., 1946; Unger H., Max Reger, Mьnch., 1921; Lindner A., Max Reger. Ein Bild seines Jugendlebens und kьnstlerischen Werdens, Stuttg., 1922, Regensburg, 1938; Вagier G., Max Reger, Stuttg. — В., 1923, Brand E., Max Reger im Eiterhaus, Mьnch., 1938, Stein Fr., Max Reger, Potsdam, 1939; его же, Мах Reger, Sein Leben in Bildern, Lpz., 1941, 1956; Therstappen H. J., Ьber die Grundlagen der Form bei Max Reger, в кн.: Festschrift Fr. Stein, Braunschweig, 1939; Deneсke H. L., Max Regers Sonatenform in ihrer Entwicklung, там же; Mersmann H., Max Reger und unsere Zeit, в кн.: Мах Regers 75. Geburtstag, Bonn, 1949, Sievers G., Die Grundlagen H. Riemanns bei Max Reger, Wiesbaden, 1967; Beitrдge zur Reger-Forschung. Festschrift aus AnlaЯ des 80. Geburtstag des Meisters am 19. Mдrz 1953, hrsg. von Max Reger-Archiv, Lpz., 1953, Wehmeyer G., Max Reger als Liederkomponist, Regensburg, 1955, Otto E., Max Reger. Sinnbild einer Epoche, Wiesbaden, 1957; Max Reger. Beitrдge zur Regerforschung hrsg. von dem Reger-Festkomitee aus AnlaЯ der 50. Wiederkehr des Todestages von Max Reger am 11. Mai 1966, Meiningen, 1966; Max Reger. Zum 50. Todestag am 11. Mai 1966. Eine Gedenkschrift, Bonn, 1966; Neue Beitrдge zur Regerforschung und Musikgeschichte Meiningens, Meiningen, 1970, Wirth H., Max Reger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamburg, 1973.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me