Рамос де Пареха Б.

(Ramos (Ramis) de Pareja) Бартоломе (ок. 1440, Баэса, Андалусия — после 1491) — испан. муз. теоретик. Биографич. сведений почти не сохранилось. Изучал муз.-теоретич. предметы под рук. X. де Монте, позже преподавал в Саламанкском ун-те. С 1472 жил в Болонье (преподавал в ун-те), с 1491 — в Риме. Осн. труд Р. де П. — трактат "Практическая музыка" (1482). В нём автор выступил реформатором муз. теории: отвергая доктрины античных и ср.-век. (в т.ч. Боэция и Гвидо дАреццо) церк. писателей, он провозгласил главным критерием в решении теоретич. проблем муз. практику, призывал опираться не на авторитеты, а на аналитич. силу разума. Р. де П. настаивал на необходимости равномерной настройки квинт и кварт, что предвосхитило идею темперации. Установил числовые пропорции 4 : 5 и 5 : 6 для большой и малой терций, что легло в основу определения консонантного трезвучия. Трактат вызвал острую дискуссию; не все его идеи были сразу восприняты современниками, впоследствии же они оказали благотворное влияние на развитие теоретич. мысли и композиторского творчества.

Сочинения: Musica practica, Bologna, 1482, факсим. переизд., Bologna, 1969.

Литература: Haar J., R. Caperon and R. de Pareia, "Acta musicologica", 1969, v. 41, No 1-2, p. 26-36.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me