Пометы

Киноварные пометы, пометки, подметки, зарембы, — буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Введены в 1-й пол. 17 в. По нек-рым сведениям, разработаны новгородским мастером Иваном Шайдуром. В основу системы П. положено подразделение 12-ступенного церк. звукоряда на четыре "согласия" (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх: g-a-h, c-d-e и т.д.). Исходным пунктом системы служит нижний тон второго снизу, "мрачного" согласия. Этот тон обозначался слав, буквами Пометы ("глаголь" и "наш"; сокр. "гораздо низко"). Буквенные обозначения получили и следующие по высоте ступени: II- Пометы. Рис. 1 (сокр. слово "низко"), III- Пометы. Рис. 2 (буква "слово"; сокр. "средним гласом"), IV- Пометы. Рис. 3 (буква "мыслете"; сокр. слово "мрачно"), V- Пометы. Рис. 4 (буква "покой"; сокр. слово "повыше"), VI — Пометы. Рис. 5 (буква "веди"; сокр. слово "высоко"), VII- Пометы. Рис. 6 ("гораздо высоко"), VIII- Пометы. Рис. 7 ("покой" с точкой) и IX- Пометы. Рис. 8 ("веди" с точкой). Ступени, расположенные ниже "мрачного" согласия, обозначались Пометы. Рис. 9 ("глаголь наш с крыжем"), Пометы. Рис. 10 ("наш с крыжем") и Пометы. Рис. 11 ("цы"). П. проставлялись киноварью слева от знамени. В партитурах троестрочия, где ради наглядности строки писали попеременно чернилами и киноварью, П. при чёрной нотации записывались киноварью, а при красной — чернилами. Наряду со степенными П., указывавшими высоту ступеней звукоряда, существовали также П. указательные: Пометы. Рис. 12 (сокр. слово "тихо") — замедление движения; Пометы. Рис. 13 (сокр. "борзо") — ускорение (в обоих случаях в два раза сравнительно с предшествующим темпом); Пометы. Рис. 14 (сокр. "закинь") — ход на секунду вверх; Пометы. Рис. 15 (сокр. "ломи") — скачок на терцию вверх; Пометы. Рис. 16 (сокр. "ударка") — ход на секунду вниз; Пометы. Рис. 17 (сокр. "качка") — ход на секунду вниз и обратно; Пометы. Рис. 18 (сокр. "равно") — движение на одной высоте. С течением времени начертания ряда П. стали отличаться от начертания соответств. букв, видоизменяясь под влиянием скорописи: "борзо" (b вместо Пометы. Рис. 13), "тихая" Пометы. Рис. 19, "ломка" Пометы. Рис. 20, "качка" Пометы. Рис. 21.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Калашников Л., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908, 1910; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1, М.-Л., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 2, Kassel, 1963; Gardner J., Koschmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1965-72.

H. Д. Успенский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пометы — (лексикограф.) Один из компонентов толкового словаря. Как правило, пометы являются стилистическими. Они указывают на разновидности книжной и разговорной речи. Пометы княжной речи: книжн. (книжное), спец. (специальное), публиц. (публицистическое), офиц. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  2. Пометы — Буквенные значки в знаменных книгах, имевшие целью облегчение чтения знамен. Более всего пользовались пометами, изобретенными новгородцем Иваном Шайдуровым и писанными киноварью. П. служили указанием как для ступени звуков, так и для их исполнения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона