Полиритмия

(от греч. polus — многий и ритм) — сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле — объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе — четвертные, в другом — восьмые); противоположна моноритмии — ритмич. тождеству голосов. П. — явление, характерное для муз. культуры стран Африки и Востока (напр., сочетание разл. ритмов, исполняемых на ударных инструментах), а также общая норма для многоголосия европ. музыки; начиная с мотета 12-13 вв. — необходимое условие полифонии. П. в узком смысле — такое сочетание ритмич. рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмич. деления — триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, композиторов 50-60-х гг. 20 в.

Полиритмия

А. Веберн. "Это — песня только для тебя", ор. 3 No 1.

Особым видом П. является полихронность (от греч. polus — многий и xronos — время) — сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых):

Полиритмия. Рис. 1

И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа "Nun freut euch, lieben Christen g'mein".

У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, "пропорциями" ("пропорциональный канон", по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг.

Полиритмия. Рис. 2

Полиритмия. Рис. 3

A. H. Скрябин. 6-я соната для фп.

Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия.

В. Н. Холопова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Полиритмия — (от Поли... и Ритм в музыке, сочетание в одновременности двух и более различных ритмических рисунков. П. в общем смысле слова — объединение любых ритмических рисунков; такая П. является нормой многоголосия европейской музыки начиная от мотета 12 в. Большая советская энциклопедия
  2. полиритмия — -и, ж. муз. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. [От греч. πολύ — много и ‛ρυθμός — ритм] Малый академический словарь
  3. полиритмия — орф. полиритмия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. полиритмия — ПОЛИРИТМИЯ -и; ж. Муз. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. Толковый словарь Кузнецова
  5. ПОЛИРИТМИЯ — ПОЛИРИТМИЯ (от поли... и ритм) — в музыке — одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии — полиметрия. Большой энциклопедический словарь
  6. полиритмия — полиритмия ж. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов. Толковый словарь Ефремовой