Платонова Ю. Ф.

(наст. фам. Гардер, по мужу Tванева) Юлия Фёдоровна (1841, Рига — 4 (16) XI 1892, Петербург) — рус. певица (лирико-драм. сопрано). Пению училась сначала в Митаве (ныне Елгава) у органиста Постеля, затем в Петербурге у H. P. Вителяро. В 1863 дебютировала в Мариинском т-ре (в партии Антониды), где пела до 1875 (последнее выступление в 1875, уволена в 1876), занимая ведущее положение в труппе. Оставив оперную сцену, выступала в концертах РМО, Бесплатной муз. школы и др., а также за рубежом. Преподавала пение в организованной ею частной вок. школе, в Педагогич. музее в Соляном городке. Среди её учениц — M. H. Инсарова.

П. способствовала продвижению на сцену рус. опер, пропагандировала произв. композиторов "Могучей кучки". Благодаря её настойчивости и энергии была возобновлена "Русалка" (1865), осуществлена пост. "Бориса Годунова" (1874). Первая исполнительница партий в ряде рус. опер — Катерина ("Гроза" Кашперова, 1867), Мария ("Вильям Ратклиф" Кюи, 1869), Салтанетта ("Аммалат-Бек" Афанасьева, 1870), Даша ("Вражья сила", 1871), Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского, 1872), Ольга ("Псковитянка", 1873), Марина Мнишек (1874), а также в заруб. операх, впервые пост. в России, — Эльза ("Лоэнгрин", 1868), Берта ("Пророк", 1869), Галька (1870), Маженка (1870), Елизавета ("Тангейзер", 1874). Среди др. партий — Антонида, Людмила; Наташа ("Русалка"), Валентина, Алиса ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол"), Долорес ("Фенелла" Обера), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини), Эльвира ("Пуритане" Беллини).

Голос П. не поражал яркостью красок и силой, но отличался мягкостью тембра, звучностью среднего регистра, кристальной чистотой интонации. Осмысленная фразировка и декламационная гибкость придавали её пению особую выразительность. Обладая высокой муз. культурой, драм. талантом, стремясь к простоте и правде, артистка создавала вок.-сценич. образы, полные глубокого чувства и сердечной теплоты. Иск-во П. высоко ценили А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов. Даргомыжский работал с ней над партией Наташи, считая П. лучшей исполнительницей этой партии, Мусоргский — над ролью Марины Мнишек, Серов написал для певицы партию Даши ("Вражья сила"), Кюи — Катарины ("Анджело"; премьера оперы состоялась уже после ухода П. со сцены).

Сочинения: Письмо Ю. Платоновой к В. В. Стасову по поводу первой постановки "Бориса", "РМГ", 1895, No 12; Страницы из автобиографии, "СМ", 1983, No 2.

Литература: Серов A. H., Дебюты г-жи Шрёдер и г-жи Платоновой в опере "Жизнь за царя", "Якорь", 1863, 31 авг.; его же, (Sйrоf A.), Coup d'oeil our l'opйra russe au thйвtre-Marie... Soprani: m-mes Platonova..., "Le Monde musical", 1870, Janvier, fйvrier; см. также Сeров А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Юлия Фёдоровна Платонова, "Музыкальный свет", 1866, Nо 5; Платонова Ю. Ф. (некролог), "ЕИТ". Сезон 1892- 1893 гг., СПБ, 1894; А. С. Даргомыжский, Автобиография. Письма. Воспоминания современников, ред. и прим. Ник. Финдейзена, П., 1921; Mусоргский М. П., Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков, М.-Л., 1932; Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века (1857-1872), Л., 1971; его же, Русский оперный театр XIX века (1873-1889), Л., 1973.

А. П. Григорьева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me