Пистон У.

(Piston) (наст. фам. — Пистоне, Pistone) Уолтер (р. 20 I 1894, Рокленд, США) — амер. композитор и педагог. По национальности итальянец. В 1912-16 учился живописи, игре на фп. и скрипке. В 1924 окончил Гарвардский ун-т, в 1924-26 совершенствовался у Н. Буланже в Амер. консерватории в Фонтенбло (близ Парижа). С 1926 преподавал в Гарвардском ун-те (с 1944 профессор и рук. кафедры композиции); среди учеников — Л. Бернстайн. Пользовался высоким авторитетом как педагог и композитор. Написал ряд крупных соч. по заказу Лиги композиторов, фондов Э. Кулидж, С. А. Кусевицкого, Междунар. об-ва композиторов и музыкантов, Джульярдской муз. школы. Для орк. соч. характерны насыщенность и напряжённость звучания (иногда включают эпизоды более прозрачной фактуры); особенно выразительны медленные части. Музыка его не носит нац. амер. характера. В нек-рых соч. П. использует элементы джаза. П. — автор книг по гармонии, контрапункту, оркестровке, являющихся обязательными учебными пособиями для амер. колледжей. Занимает почётные должности, имеет ряд степеней; получил награды и премии, в т. ч. пр. Гуггенхейма (1934), Пулицера (за 3-ю и 7-ю симфонии, 1948, 1961).

Сочинения: балет — Фантастический флейтист (Incredible flutist, 1938, Бостон); для орк. — 8 симфоний (1937, 1942, 1947, 1950, 1954, 1955, 1960, 1965), симфониетта (1941), Праздничная увертюра для Линкольн-сентер (Festival overture for Linkoln-Center, 1967), сюиты (1929; 1938, из балета Фантастический флейтист; 1948), концерт (1933), Фанфара сражающимся французам (Fanfare for the fighting French, 1943), 3 эскиза Новой Англии (1959), ричеркар (1967) и др. пьесы; для инструмента с орк. — концерты: для 2 фп. (1957), 2 для скр. (1939, 1960), для альта (1957), для кларнета (1967), концертино для фп. и камерного орк. (1937), прелюдия и Allegro для органа и струнных (1943), каприччо для арфы и струнных (1963); камерно-инстр. ансамбли — сонаты и сюиты для разл. инструментов с фп., фп. трио, 3 пьесы для духовых (1926), партита для скр., альта и органа (1944), 5 струн. квартетов (1933, 1935, 1947, 1951, 1962), фп. квартет (1964), квинтеты — фортепьянный (1949), флейтовый (1942), духовой (1956); для фп. — соната (1926) и др. пьесы; для хора — Карнавальная песнь (Carnival song, 1938) и др.

Литературные сочинения: Principles of harmonic analysis, Boston, 1933; Harmony, N. Y., 1941; Counterpoint, N. Y., 1947; Orchestration, N. Y., 1955; Problems of intonation in the performance of contemporary music, в кн.: Instrumental music, ed. by D. G. Hughes, Cambr., 1959.

Литература: Slonimsky N., Walter Piston, в кн.: American composers on American music, ed. by H. Cowell, Stanford, 1933; Citkowitz I., Walter Piston — classicist, "Modern music", 1936, Jan.-Febr.; Сopland A., The new music, N. Y., 1968; eго же, A businessman who wrote music on Sundays, "Music and musicians", 1960, November, p. 18-33; Сarter В., Walter Piston, "MQ", 1946, v. 32, No 3, p. 354-73; Goss M., Modern music makers, N. Y., 1952; Classified chronological catalog of works by the U. S. composer Walter Piston, "Boletin interamericano de musica", 1959, No 9-10, p. 59; Westergааrd P., Conversation with Walter Piston, в кн.: Perspectives on American composers, N. Y., 1971, p. 156-83; Hitchcock H. W., Music in the United States: a historical introduction, N. Y., 1974.

С. Ю. Сигида.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me