Пианизм

(от итал. piano, сокр. от pianoforte или fortepiano — фортепьяно) — иск-во игры на фп. Зарождение П. относится ко 2-й пол. 18 в., когда начали складываться две школы П., господствовавшие и в нач. 19 в., — венская (В. А. Моцарт и его ученик И. Гуммель, Л. Бетховен, позднее К. Черни и их ученики, в т. ч. 3. Тальберг) и лондонская (М. Клементи и его ученики, в т. ч. Дж. Филд). Расцвет П. связан с исполнит. деятельностью Ф. Шопена и Ф. Листа. В П. 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. выдвинулись представители школ Листа (X. Бюлов, К. Таузиг, А. Рейзенауэр, Э. д'Альбер и др.) и Т. Лешетицкого (И. Падеревский, А. Н. Есипова и др.), а также Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, позднее А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, B. С. Горовиц, А. Бенедетти Микельанджели, Г. Гулд и др. Возникшая на рубеже 19-20 вв. т. н. анатомо-физиологич. школа П. оказала нек-рое влияние на развитие теории П. (труды Л. Деппе, Р. Брейтхаупта, Ф. Штейнхаузена и др.), однако большого практич. значения она не имела. Выдающаяся роль в П. послелистовского периода принадлежит рус. пианистам (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, Есипова, С. В. Рахманинов) и двум сов. школам — московской (К. Н. Игумнов, A. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и их ученики Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, C. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.) и ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики М. В. Юдина, B. В. Софроницкий и др.). Продолжая и развивая на новой основе реалистич. традиции крупных представителей рус. П. кон. 19 — нач. 20 вв., лучшие сов. пианисты сочетают в своей игре правдивую и содержательную передачу авторского замысла с высоким технич. мастерством. Достижения сов. П. принесли мировое признание сов. пианистич. школе. Мн. сов. пианисты получили премии (в т. ч. первые) на междунар. конкурсах. В сов. консерваториях с 1930-х гг. ведутся специальные курсы по истории, теории и методике П.

Литература: Геника Р., История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, ч. 1, М., 1896; его же, Из летописей фортепиано, СПБ, 1905; Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред. А. Николаева, М., 1954; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; его же, История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Marmотte1 A. Fr., Les pianistes cйlиbres, P., 1878; Вie O., Das Klavier und seine Meister, Mьnch., 1898, 1921; Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Lausanne — P., 1904, Bologna, 1969; Niemann W., Meister des Klaviers, В., 1919, 1921; Вrower H., Modern masters of the keyboard, Preeport, N. Y., 1926, 1969; Brook D., Masters of the keyboard, L., 1946, Westport (Conn.), 1971; Casella A., Il pianoforte, Mil., 1954; Loesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954; Schonberg H., The great pianists, N. Y., 1963; Range H. P., Die Konzert-Pianisten der Gegenwart, Lahr-Schwarzwald, 1964; Kaiser J., Grosse Pianisten in unserer Zeit, Mьnch., 1965; Сhapin V., Giants of the keyboard, Phil.-N. Y., 1967.

G. M. Коган.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пианизм — [от итальянского piano (сокращение от pianoforte или fortepiano) — фортепьяно], искусство игры на фортепьяно. Зародилось во 2-й половине 18 в. (В. А. Моцарт, М. Клементи, позднее И. Н. Гуммель, Дж. Филд и др.). Расцвет П. начался с середины 19 в. (Ф. Большая советская энциклопедия
  2. пианизм — -а, м. муз. Искусство игры на фортепьяно. Пианизм М. И. Глинки. Современный пианизм. Малый академический словарь
  3. пианизм — Пиан/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. пианизм — орф. пианизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. пианизм — ПИАНИЗМ а, м. ПЬЯНИЗМ а, м. Отличительные черты фортепианной музыки. БАС-1. Пианизм Глинки остановился на грани шопеновской лирики. Его фактура — легка, прозрачна и элегантна. Асафьев Рус. музыка. Словарь галлицизмов русского языка
  6. пианизм — ПИАНИЗМ -а; м. Спец. 1. Отличительные, характерные черты фортепианной музыки. П. М.И.Глинки. Современный п. 2. Искусство игры на фортепиано. Достичь высот пианизма. ◁ Пианистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  7. пианизм — [< ит.] – муз. отличительные характерные черты фортепианной музыки или искусства игры на фортепиано. Большой словарь иностранных слов
  8. пианизм — ПИАН’ИЗМ, пианизма, мн. нет, ·муж. (см. пианино) (муз.). Отличительные, характерные черты фортепианной музыки. | Искусство игры на фортепиано, как особый вид музыкальной культуры. Тонкий пианизм молодого виртуоза. Толковый словарь Ушакова
  9. пианизм — пианизм м. 1. Отличительные, характерные черты фортепианной музыки. 2. Искусство игры на фортепиано как вид музыкальной культуры. Толковый словарь Ефремовой