Партитура

(итал. partitura, букв. — разделение, распределение, от лат. partio — делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score) — нотная запись многоголосного муз. произведения (инструментального, хорового или вокально-инструментального), в к-рой для партии каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец. Партии в определённом порядке располагаются одна под другой таким образом, чтобы одинаковые доли такта находились на одной вертикали и зрительно легко было бы охватить возникающие из сочетания голосов созвучия. В процессе эволюции П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием композиторской техники.

Принцип партитурной организации — вертикальное расположение строк — использовался в орг. табулатуре и в орг. П. (введённая органистами, сопровождающими хоровое исполнение, запись важнейших голосов сочинения; для дисканта и баса отводились отдельные строки, средние голоса или фиксировались в виде табулатуры, или каждый выписывался на отд. строке).

Партитура

Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)

По свидетельству нем. теоретика Лампадия ("Compendium mu-sicis" — "Краткое руководство по музыке", 1537), П. восходит прибл. к 1500, когда вошли в употребление "Tabulae compositoriae" (букв. — "Композиторские таблицы"). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело — первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи; это — печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух breves. Голоса располагаются в порядке их тесситуры — принцип, прочно утвердившийся в вок. П. Самая ранняя из сохранившихся рукописных П. — "Fantasia di Giaches" (Б-ка Ватикана, рукоп. Chigi VIII, 206) относится к 1560. Появление в 16 в. партитурных записей многогол. и многохорных вок. соч. связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии. Сравнительно с практиковавшейся тогда записью многогол. музыки в отд. голосах (партиях) или в хоральной книге (в к-рой на каждой странице фиксировалось по два голоса 4-голосной фактуры) П. представляла большие удобства, т. к. была наглядна и облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. В партитурной нотации инстр. музыки были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. не фиксировался; для его определения служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus).

На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонного стиля, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавичембало практику аккордового сопровождения мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (партии одинаковых по тесситуре инструментов — на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инструментов фиксировалось условно посредством сигнатур. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П.

Порядок записи инструментов в раннеклассической П. постепенно подчинился организации оркестра по группам, но расположение самих групп заметно отличалось от современного: обычно вверху располагались высокие струнные, под ними — деревянные и медные духовые, внизу — струнные басы.

Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)

Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра

Русские названия        Итальянские названия

Деревянные духовые

Малая флейта        Flauto piccolo

Флейты        Flauti

Гобои        Oboi

Английский рожок        Corno inglese

Кларнеты        Clarinetti

Басовый кларнет        Clarinette basso

Фаготы        Fagotti

Контрафагот        Contrafagotto

Медные духовые

Валторны        Corni

Трубы        Trombe

Тромбоны        Tromboni

Туба        Tuba

Ударные инструменты

Литавры        Timpani

Треугольник        Triangolo

Бубен        Tamburino

Малый барабан        Tamburo militare

Тарелки        Piatti

Большой барабан        Gran cassa

Ксилофон        Silofonо

Колокольчики        Campanelli

Челеста        Celesta

Арфа        Аrpа

Струнные инструменты

1-е скрипки        1 Violini

2-е скрипки        2 Violini

Альты        Viole

Виолончели        Violoncelli

Контрабасы        Contrabassi

П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.

Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).

Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие — ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:

Партитура. Рис. 1

Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.

Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.

Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, "СМ", 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89; Fйtis Fr.-J., Traitй de l'aсcompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., (1829); Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, S. 181-85; Кinsky G., Eine frьhe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, "Acta Musicologica", 1941, Bd 13; Ape1 W., The notation of polyphonic music, 900-1600, Camb., 1942 (нем. пер., Lpz., 1970); Lоwinsky E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, "JAMS", 1948, v. 1; eго жe. Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrobe1 F., Partytura dzisiejsza na tle wspуlczesnej techniki orkiestracyjnej, (wyd. 1), Kr., (1954); Hoke H.G., Studien zur Geschichte der "Kunst der Fuge" von J. S. Bach, Kap. 1- Zur allgemeinen Problematik des Notationsprinzips Partiturs, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1962, Jahrg 4, H. 2; Habe1a J., Zagadnienie reformy tradycyjnej notacji muzycznej, Katowice, 1963; Besse1er H., Gь1ke P., Schriftbild der Mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5); Risatti H., New music vocabulary. A guide to notational signs for contemporary music, Urbana, 1975.

И. А. Барсова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Партитура — (итал. partitura, буквально — разделение, распределение, от лат. partio — разделяю, распределяю) совместная нотная запись всех голосов вокального, инструментального или вокально-инструментального сочинения... Большая советская энциклопедия
  2. партитура — -ы, ж. Нотная запись многоголосного музыкального произведения во всей совокупности партий инструментов и голосов. Партитура оперы. || Нотная книга, содержащая запись всех партий такого произведения. Малый академический словарь
  3. партитура — Партиту́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. партитура — орф. партитура, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. партитура — ПАРТИТУРА -ы; ж. [итал. partitura] Нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. П. оперы. // Нотная книга, содержащая запись всех партий такого произведения. П. симфонии. Толковый словарь Кузнецова
  6. партитура — Партитуры, ж. [ит. partitura] (муз.). Нотная запись многоголосого музыкального произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля и т.п., в которой сведены партии всех отдельных голосов (инструментов). Большой словарь иностранных слов
  7. партитура — ПАРТИТ’УРА, партитуры, ·жен. (·итал. partitura) (муз.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. Сложная партитура (см. партия в 6 ·знач. ). | Ноты всех партий такого произведения. Дирижировать по партитуре. Следить за исполнением оперы по партитуре. Толковый словарь Ушакова
  8. партитура — См. партия Толковый словарь Даля
  9. Партитура — (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito — итал., Partitur — нем., Partition — франц., score — англ.) — от итал. слова spartire — разделять. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. Большой энциклопедический словарь
  11. партитура — партитура ж. 1. Совокупность партий многоголосного музыкального произведения (для оркестра, хора или ансамбля). 2. Запись таких партий. || перен. разг. Программа каких-либо действий. Толковый словарь Ефремовой
  12. партитура — ПАРТИТУРА, ы, ж. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п. | прил. партитурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова