Парижская консерватория

(Conservatoire National Supйrieur de Musique) — старейшее в Европе светское проф. муз. учебное заведение (в 1816-70 называлась Королевской школой музыки). Основана в Париже декретом Нац. конвента от 3 авг. 1795 на базе существовавшей с 1784 Королевской школы пения и декламации (Йcole Royale de Chant; основатель P. Ж. Госсек) и Муз. школы Нац. гвардии (Йcole Gratuite de Musique de la Garde Nationale; создана в 1792; в 1793-95 — Нац. муз. ин-т). Основателем и первым руководителем П. к. был Б. Саррет. В первые же годы своей деятельности П. к. выросла в ведущее уч. заведение страны и уже в 1797 насчитывала 125 преподавателей и около 600 уч-ся; при П. к. существовали также типография и нотный магазин. В 19 в. происходило совершенствование структуры, методов преподавания, расширение круга дисциплин. В П. к. стали обучать игре на всех традиционных муз. инструментах, пению, драм. иск-ву, истории и теории музыки. В 1812 при П. к. был создан пансионат и учреждены стипендии для неимущих студентов. Тогда же открылся консерваторский т-р, проводивший публичные репетиции спектаклей. Устраивались концерты студентов. В 1817 при консерватории была открыта Начальная школа пения. В 1828 было создано "Общество концертов Парижской консерватории", поныне играющее заметную роль в муз. жизни города (инициатор и руководитель его симф. собраний Ф. Хабенек). Концерты давались в здании консерватории, а также периодически в оперных т-рах. Особенности статуса П. к. — почти полное отсутствие возрастных границ для поступающих и своеобразная система конкурсных испытаний и премирования уч-ся при переходе с курса на курс и по окончании учёбы. С 1803 студенты, наиболее успешно окончившие курс композиции, отмечаются Римскими премиями.

На протяжении 19-20 вв. во главе П. к. стояли мн. крупнейшие композиторы, в т.ч. Л. Керубини (1822-1842), Ф. Обер (1842-71), А. Тома (1871-96), Т. Дюбуа (1896-1905), Г. Форе (1905-19), позже — К. Дельвенкур, М. Дюпре, Р. Лушёр. Среди педагогов П. к. были такие видные музыканты, как Ф. Паэр, Ж. Ф. Лесюэр, А. Рейха, Ф. Ж. Фетис, Ф. Галеви, Т. Крейцер, А. Адан, М. Гарсиа, Ш. М. Видор, И. Филипп, А. Жедальж, П. Дюка, В. д'Энди, А. Корто, Д. Мийо и др. Уже в нач. 19 в. П. к. стала центром муз.-образовательной деятельности во Франции; в её ведение были переданы уч. заведения, открытые в Лилле (1810) и Тулузе (1826); под её наблюдением находятся муз. уч. заведения среднего типа (в Дижоне, Лионе, Нанси и др. городах); управление ими осуществляет генеральный инспектор из числа руководящих профессоров П. к. Важную роль играет П. к. и как исследовательский центр: в 1940-70-х гг. большое внимание уделяется курсам теории музыки, муз. анализа, муз. эстетики. Библиотека П. к. (осн. в 1801) обладает одним из крупнейших во Франции собраний нот (в т.ч. автографов соч., представленных в конкурсах на Римскую премию) и книг о музыке. Регулярно пополняется созданный в 1861 Музей музыкальных инструментов.

Литература: Lasnabathie Th., Histoire du conservatoire impйrial de musique et de dйclamation, P., 1860; E1wart A. A. E., Histoire de la Sociйtй des concerts du conservatoire..., P., 1860, 1864; Chouquet G., Le musйe du conservatoire national de musique, P., 1875; Pierre C., B. Sarrette et les origines du conservatoire national de musique et de dйclamation, P., 1895; Prod' homme J. H., Сrauzat E., Les menus plaisirs du roi: l'Йcole royale et le conservatoire de musique, P., 1929; Соrdey J., La sociйtй des concerts du conservatoire, P., 1941.

M. M. Яковлев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me