Оперный театр имени К. С. Станиславского

(Оперный театр имени народного артиста СССР К. С. Станиславского) — муз. т-р в Москве. Создан К. С. Станиславским в 1918 первоначально как Оперная студия при Большом т-ре СССР. В 1920 студия была отделена от Большого т-ра, в 1924 ей присвоено имя К. С. Станиславского, в 1926 преобразована в Оперную студию-театр, в 1928 — в Оперный т-р им. К. С. Станиславского. С первых лет существования коллектив т-ра ставил целью осуществление реформы оперного иск-ва, добиваясь слияния сценич. и вок. мастерства оперных артистов, создания целостного ансамбля, высокой художеств. правды спектакля. Т-р работал преим. над классич. оперой. Первой творч. победой Оперной студии был спектакль "Евгений Онегин" (1922) в пост. Станиславского. Под его же руководством были пост. оперы "Царская невеста" (1926), "Богема" (1927), "Майская ночь" (1928), "Борис Годунов" (1929), "Пиковая дама" (1930), "Золотой петушок" (1932), "Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935); "Дон Паскуале" Доницетти (1936). Лучшие из этих спектаклей были отмечены режиссёрским мастерством, единством ансамбля исполнителей и вошли в историю т-ра как образцы новаторского, реалистич. иск-ва. После смерти Станиславского коллектив т-ра завершил начатую им работу над операми "Риголетто" Верди и "Дарвазское ущелье" Степанова (1939). В 1940 были пост. "Семён Котко" Прокофьева и "Станционный смотритель" Крюкова, в 1941 -"Бал-маскарад".

В реформаторской деятельности т-ра ближайшее участие принимали: певцы — А. В. Богданович, Л. В. Собинов; вок. педагоги — М. Г. Гукова, Е. И. Збруева, В. Р. Петров; дирижёры — Н. С. Голованов, В. И. Сук, Б. Э. Хайкин, M. H. Жуков, A. В. Алевладов; режиссёры — В. С. Алексеев, З. С. Соколова, В. В. Залесская, П. И. Румянцев, B. Э. Мейерхольд, И. М. Туманов; хормейстеры — У. И. Авранек, К. П. Виноградов, А. С. Степанов и др. В т-ре в разное время выступали певцы — H. H. Белугин, С. И. Бителёв, Г. М. Бушуев, В. Ф. Виноградов, М. И. Воскресенский, М. С. Гольдина, Г. Н. Горшунова, В. Д. Дипнер, В. Ф. Донец, Н. Л. Ерамишанцева, Н. Д. Любанская, К. А. Малькова, М. Л. Мельтцер, П. И. Мокеев, А. И. Орфенов, Н. Д. Панчехин, Н. П. Платонов, Е. В. Пучкова, А. А. Росницкая, П. И. Румянцев, С. С. Смирнов, О. С. Соболевская, A. Д. Степанов, М. И. Степанова, M. H. Шарова, М. В. Щеглов, Т. С. Юдина, Ю. П. Юницкий, B. И. Якушенко. В 1941 т-р был объединён с Муз. т-ром им. Вл. И. Немировича-Данченко (см. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Литература: Соболев Ю., "Евгений Онегин" Пушкина — Чайковского — Станиславского, в сб.: Программы московских государственных и академических театров, вып. 1 (21-31 дек.), М., 1922; Беляев В. М., Государственная оперная студия-театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского, М., 1928; Бахрушин Ю. (сост.), Государственный оперный театр им. народного артиста Республики К. С. Станиславского, М., 1936; Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918-22 гг., М.-Л., 1939, "М., 1952; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 152-212.

С. А. Ценин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me