Ноно Л.

(Nono) Луиджи (р. 29 I 1924, Венеция) — итал. композитор. Чл. Итал. коммунистич. партии (ИКП), чл. ЦК ИКП (с 1975). В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в итал. Движении Сопротивления. Окончил ф-т права Падуанского ун-та (1946). Композицией занимался у Дж. Ф. Малипьеро в консерватории в Венеции, позже — у Б. Мадерны и Г. Шерхена.

Ноно Л.

В 1950-е гг. вместе с П. Булезом и К. Штокхаузеном возглавил европ. муз. авангардизм. Под влиянием творчества А. Веберна и А. Шёнберга положил начало радикально-сериальной (см. Серийная музыка) и алеаторич. (см. Алеаторика) технике в итал. музыке совр. венецианской школы. Участник (до 1959) интернац. муз. курсов в Дармштадте (ФРГ) и летней школы музыки в Дарлингтоне (Великобритания). В 1967 совершил длительную поездку по Лат. Америке. Посетил СССР (1963, 1973 и 1976). В творчестве H. соединились искусная звукопись (в запечатлении красоты мира и утончённых человеческих чувств) со страстным протестом против тоталитаризма, фашистских бесчинств. Мн. произв. Н. возникли как отклик на человеческие страдания, переживание трагической участи людей в совр. условиях. Таковы "Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке" (1953), созданная по типу антич. трагедии; кантаты "Прерванная песня" (на тексты писем казнённых участников европ. Сопротивления, в т.ч. сов. патриотов, 1956) и "На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви" (1962), протестующая против атомной войны; орк. композиция "Польский дневник 1958" (1959), написанная после посещения Освенцима и Варшавского гетто. Обличению бесчеловечности совр. империалистич. мира посв. опера "Нетерпимость 1960", воплотившая принципы т-ра Э. Пискатора и Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского и Б. Брехта; вокально-электронная композиция "Не надо разменивать Маркса" (1968). Одновременно Н. создаёт созерцательно-лирические произведения кантиленного линеарного стиля, продолжая традиции итал. ренессансной хор. полифонии в её совр. сонорном (см. Соноризм) преломлении, — кантата "Земля и содружество" (1958), "Песнь любви" для хора, арфы и ударных (1954), "Хоры Дидоны" (1958), хор "Она пришла" (1960) и др. Для муз. стиля Н. характерны лаконизм, концентрированность изложения, стремление к чистоте тембров и голосоведения при сложном многоголосии, прозрачность звучаний. Н. последовательно применяет средства сериального пуантилизма (их экспрессивно-психологич. воздействие), алеаторики, сонористики и конкретной музыки (в создании звуковой перспективы), часто обращается к электронной музыке.

Сочинения: оперы — Нетерпимость 1960 (Intolleranza 1960, на тексты Б. Брехта, П. Элюара, В. В. Маяковского, Ж. П. Сартра, 1961, Венеция), Под яростным солнцем любви (Al gran sуle d'amуre, посв. революц. движениям, 1975, т-р "Ла Скала", на сцене т-ра "Лирико", реж. Ю. П. Любимов, хореограф Л. В. Якобсон, худ. Д. Л. Боровский); балет — Красный плащ (Der rote Mantel, по P. Гарсиа Лорке, 1954, Берлин); для солистов, хора и орк. — Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке (Epitаffio per F. Garcia Lorca, в 3-х ч., 1952-53), Песнь любви (Liebeslied, для смеш. хора, арфы, вибрафона и ударных, 1954), Победа Герники (La victoire de Guernica, по Элюару, 1954), Прерванная песня (Il canto sospeso, 1956), Земля и содружество (La terra e la compagna, 1958), Хоры Дидоны (Cori di Didone, для хора и ударных, 1958), На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви (Sul ponte di Hiroscima. Canti di vita e d'amore, для солистов и орк., 1962), Призрак бродит по миру (Ein Gespenst geht um in der Welt, 1970); для орк. -Вариации на серию ор. 41 А. Шёнберга (1950), Композиция I (1951), Две экспрессии (Due espressioni, 1953), Композиция II. Польский дневник 1958 (Diario polacco 1958, 1959); для инструмента с орк. — 2 концерта для фп. (1972, 1975), Варианты (Varianti, для скр., струнных и духовых, 1957); инстр. ансамбли — Полифоника-Монодия-Ритмика (Polifonica-Monodia-Ritraica, 1951), Песни для 13 инструментов (Canti per 13, 1954), Встречи (Incontri, для 24 инструментов, 1955); для голоса — Будет приятно помолчать (Sarб dolce tacere, для 8 голосов, 1960), Она пришла. Песни для Сильвии (На venido. Canziones para Silvia, для сопрано и 6 голосов, 1960), Джамила Бупаша (1962); электронная музыка, в т.ч. Не надо разменивать Маркса (Non consumiano Marx, 1968), Как волна силы и света (Como una ola de fuerza y luz, для солиста, фп., магнитофонной ленты и орк., 1972), Лусиано (Luciano, 1974); и др.

Литературные сочинения: Die Entwicklung der Reihentechnik, в сб.: Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik, Mayence, 1958; Presenza storica della musica d'oggi, "Rassegna musicale", 1960, No l; Appunti per un teatro musicale..., там же, 1961, No 4; Alcune precisazioni su "Intolleranza I960", там же, 1962, No 2-4; Gioco e veritа del nuovo teatro musicale, "Il filo rosso", 1963, aprile, No 1; Possibilitа e necessitа di un nuovo teatro musicale, "Il Verri", 1963, No 9; Musica e Resistenza, "Rinascita", 1963, No 35.

Литература: Келдыш Ю., Песня, которая не прозвучала, "СМ", 1958, No 11; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века, (M.), 1970, с. 167; Kolisch R., Nonos Varianti, "Melos", 1957, Jahrg. 24; Unger U., L. Nono: Polifonia-Monodia-Ritmica. Il canto sospeso, "Die Reihe", 1958, (Bd) 4; Stockhausen K., Sprache und Musik, в сб.: Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik, Mayence, 1960; Pesta1оzza L., L. Nono e "Intolleranza 1960", "La Biennale di Venezia", 1961, No 43; его жe, Che cosa non tollerano in "Intolleranza I960", "Rinascita", 1962, No 2 (nuova serie); Weissmann J. S., L. Nono und sein Werk, "SMz", 1961; Bortоlottо M., La missione teatrale di L. Nono, "Paragуne", 1962, No 146; D'Amiсо F., La polemica su L. Nono, там же, No 156; Rinzauti L., A colloquio con L. Nono, "RMJ", 1970.

Д. Г. Бергер.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me